Экологические игры.
«Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
«Угадай, что в руке?»
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
Распределение плодов по цвету
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с жёлтым, а третье - с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Распределение плодов по форме и вкусу
Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые - на одно блюдо, продолговатые - на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу - на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое - несладкие. Вини-Пух радуется - он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? - говорит воспитательница. - Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
«Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле - кисти рук опускают вниз.
«Узнай и назови»
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)
«Да - нет»
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
«Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.
Подборку игр подготовила воспитатель Чернова Н.М.
Любовь Дуванова
Конспект экологической игры для детей и родителей «Знатоки природы»
Конспект игры для детей и родителей «Знатоки природы »
Цель :
Способствовать формированию знаний о природе развитию экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. И на совместный опыт детей и взрослых , способствовать развитию положительных эмоций от совместного общения с родителями .
Задачи :
Уточнять, расширять и закреплять знания детей и взрослых о временах года, растениях.
Развивать память, любознательность , сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Способствовать взаимодействию ДОУ и семьи.
Материал : мультипрезентация, эмблемы, мольберты, фломастеры, разрезные картинки, корзинка с орешками, медали, листы для жюри, поведения в природе , призы детям и родителям , музыкальные фонограммы.
Предварительная работа : занятия по познавательному развитию о животных, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных, беседы об охране и бережном отношении к природе , рассматривание иллюстраций природоведческого характера , дидактические и развивающие игры .
Ход викторины
Ведущий : - Здравствуйте, уважаемые гости, болельщики, члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей викторине.
Ведущий : - Встречаем наших участников : команда «Солнышко» и команда «Радуга» .
Участники заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики напротив друг друга.
Ведущий : - Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, журчание ручья и звон колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн. Услышал и затаил дыхание… И слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы .
Воспитатель говорит слова под классическую музыку П. Чайковского «Времена года. Январь» .
Ведущий : - Сегодня мы поиграем с вами в увлекательную викторину, которая называется «Прикоснись к природе сердцем » .
Ведущий : - Прикоснись к природе сердцем , значит, любить природу , беречь её. Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю :
Кто не любит родную природу
Тот не любит отчизну свою.
Ведущий : - Игра эта будет интересная : мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды.
Ведущий : - Сейчас капитаны представят участников своей команды.
(капитаны представляют команды возле стульчиков) .
1) – Меня зовут Женя, я капитан команды. Наша команда : «Солнышко» .
Наш девиз :
Мы – родители и я
Природы верные друзья .
Мы сюда пришли играть
Чтоб больше о природе знать .
2) – Меня зовут Вова. Я капитан команды. Наша команда : «Радуга» .
Наш девиз :
Мы любим природу и бережем
В обиду ее никому не даем
Чтоб природа человеку была рада
Охранять ее нам надо
Ведущий : - Молодцы! Команды, в добрый час. Пусть удача встретит вас!
Ведущий : - В каждом соревновании есть жюри. А жюри – это тот, кто ставит очки за правильные ответы. И вот сегодня к нам в гости прилетели Мудрые Совы. Сова считается символом мудрости. Поэтому члены жюри – умные, мудрые и справедливые. Они будут оценивать наши ответы. Помогать им в этом будут грецкие орешки. А в конце викторины Мудрые Совы подсчитают, у какой команды больше орешков и скажут нам результат. Давайте все дружно похлопаем жюри.
Жюри : Полуказакова Е. Е. – методист
Каширина С. С. – методист
Румянцева Е. М. – воспитатель
Ведущий : - Помогать и поддерживать нас будут болельщики от каждой команды. Давайте поприветствуем болельщиков, похлопаем им.
Ведущий : - Но прежде, я хочу познакомить с правилами викторины! Будьте внимательны!
Правила викторины :
1. Нужно внимательно слушать задания;
2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному;
3. Команда должна быть дружной;
Ведущий : - Мы приступаем к нашей викторине.
Ведущий : - «Солнышко» и «Радуга» , а также наши уважаемые гости, сегодня, когда я зашла в детский сад, мне передали письмо. Давайте я прочитаю, что написано на конверте :
От кого : от Тётушки Совы
Откуда : из леса
Кому : участникам викторины
Куда : детский сад «Родничок»
(письмо на слайде)
Ведущий : - Давайте посмотрим на наш волшебный экран.
Ведущий : - Читаем, что написано в письме?
Ведущий : - Здравствуйте, знатоки , это Тётушка Сова. В конверте находятся лесные задания. Вы, я слышала, умные и смелые, поэтому, я надеюсь, что справитесь с заданиями. А в конце викторины вас ждёт сюрприз.
Ведущий : - Итак, начинаем!
Разминка Вопросы…
1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает ёж зимой? (спит)
3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
4. Сколько ног у паука? (восемь)
5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Какую птицу называют «лесное радио» ? (сорока)
9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
11. У какого дерева белый ствол? (береза)
12. Как называется дом у муравья? (муравейник)
13. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
14. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
«Угадай по описанию»
Ведущий : - Уважаемые участники. Каждой команде будет предложено по две карточки с описанием животного и дерева. Вам нужно внимательно прочитать описание и выбрать из набора картинок, подходящую под описание картинку.
Оценка : за каждый правильный ответ – 1 бал.
«Азбука поведения в природе »
Ведущий : - Вы пришли веселой компанией в лес весело отдохнуть от суеты. Нарисуйте правила поведения в лесу.
Одна команда рисует то, что нельзя делать в лесу, другая, что можно. Жюри оценивает, у кого будет больше знаков запрещающих или разрешающих.
«Игра со зрителями»
Какое лекарственное растение определят даже слепые? «крапива»
Какие лесные растения могут заменить мясо? «грибы белые и шампиньоны»
У каких деревьев осенью листья красные? «рябина и клен»
У какой птицы самый длинный язык? «дятел»
Кого называют листопадничками? «зайчат, родившихся осенью »
Наука о животных? «зоология»
Какое дерево называют прадедом прадедов? «дуб»
Какая нить в природе самая тонкая ? «паутина»
Какая самая высокая трава? «бамбук»
Экологический десант «Кто больше соберет мусор с помощью прищепок»
Конкурс для капитанов «Экологические задачи »
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
Смотри, смотри, мама – птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастит в лесу, а в неволе он погибнет.
Однажды Сережа с родителями пришли к речке . Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
Дайте мне баночку, я наловлю рыбок- попросил Сережа родителей .
Нельзя их ловить – сказал отец. И объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.
Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
Давай поймаем ее, - попросил Витя.
Нельзя ловить бабочек,- сказал Коля.
От них, все равно, никакой пользы,- ответил Витя?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» , по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие .
В воскресенье мама с Катей вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод. Колокольчики – краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые. Если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
Вопросы для команды «Солнышко»
Трудолюбивый как… (муравей)
Верный как… (пес)
Упрямый как… (осел)
Бестолковый как… (баран)
Тихий как… (мышь)
Вольный как… (птица)
Вопросы для команды «Радуга»
Смелый как… (лев)
Коварная как… (змея)
Трусливый как… (заяц)
Хитрый как… (лиса)
Злой как… (собака)
Голодный как… (волк)
«Найди животных в словах»
Ведущий : - Сейчас каждая команда получит карточку с написанными на ней словами. За две минуты вы должны будете назвать животных , спрятанных в словах.
Ведущий : - «Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах и цветах?»
«Реши кроссворд»
Ведущий : - Сейчас каждой команде придется совместно решить кроссворд. Просьба к взрослым дать возможность детям подумать и предложить свой вариант ответа.
Игра со зрителями «Летает – не летает»
Кузнечик, воробей, ящерица, стрекоза, жук, сорока, муха, муравей, бабочка, паук, цапля, ворона.
Конкурс пантомима «Лесной карнавал»
Ведущий : - Представьте себе, что в лесу карнавал, все пришли в масках. Узнать их можно по движениям, повадкам, мимике. «Радуга» на лесном карнавале, а «Солнышко» отгадывает. Потом наоборот.
Ведущий : - Молодцы, и с этим заданием вы справились легко и быстро. А вот в следующем задании, нужно показать свою эрудицию. Итак, конкурс «Эрудит» . Вопросы для команды «Солнышко» .
Назовите фамилии, которые произошли от названия животных. (Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы и т. д.)
Названия каких животных состоит из двух букв? (еж, уж, як)
Вопросы для команды «Радуга» .
Назовите растения, которые носят человеческие имена (Роза, Вероника, Маргаритка, Василек)
Назовите животных в названии которых только три буквы (чиж, сыч, рак, жук, оса, лев, бык, вол, кот, лис, сом)
Ведущий : - Ну что ж, продолжаем нашу игру. И в следующем задании вам предстоит ответить на вопросы. Посмотрим, чья команда будет активнее. А сейчас конкурс вопрос – ответ.
Зачем зайцу большие уши?
а) Чтобы лучше слышать
б) Чтобы не перегреваться
в) Для торможения на поворотах
Ответ : для того, чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
Зачем звери зализывают раны?
а) От боли
б) Чтобы быстрее заживали
в) С гигиенической целью
Ответ : чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.
Кто самый большой и самый маленький среди млекопитающих?
а) Слон и мышь-малютка
б) Кит и летучая мышь
в) Жираф и бурозубка
Ответ : Самое большое млекопитающее на земле – голубой кит (его длина 33 метра и вес 160 тонн) . А самое маленькое млекопитающее – летучая мышь-бабочка, живущая в Таиланде. Она около 2,5 см и весит 2 грамма.
Зачем страус прячет голову в песок?
а) От страха
в) Разыскивает пищу
Жюри подводит окончательный итог. Командам и гостям вручаются призы.
Ведущий : - Вот и подошла к концу наша викторина. Я рада, что команды знатоков оказались активными , любознательными и внимательными . Все дружно отвечали, играли, ну просто молодцы! Давайте будем беречь нашу прекрасную землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое.
А нашим уважаемым гостям мы хотим сказать :
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положу,
Пусть будет в человеке все прекрасно :
И мысли, и поступки, и душа.
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души !
Берегите землю! Берегите!
Любите родную природу :
Озера, леса и моря
Ведь это же наша с тобой
На веки родная земля.
На ней мы с тобою родились ,
Живем мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Ведущий : - Спасибо всем за Ваше участие и за внимание!
Конспект комплексной образовательной деятельности в подготовительной группе по экологии
Тема: Игра-викторина «Степь»Работу адресую педагогам детских садов для детей старшего возраста.
Цель:
Закрепить у детей представление о степи, как о природной зоне.
Задачи:
- показать взаимосвязь растений и животных с условиями обитания;
- показать причины исчезновения степных растений и животных и необходимости охраны оставшихся мест обитания;
- развивать у детей любознательность, стремление узнать о природе родного края, прививать любовь к Родине;
- формировать нравственно-волевых качеств, представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.
Словарная работа:
степь, ветер-суховей, прерии, пампа или пампасы, льяносы, саванна, туссоки.
Оборудование: картинный материал, электронная презентация «Степь», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
-рассматривание на карте и глобусе зоны пустынь и степей.
-беседы с детьми об этих природных зонах.
-чтение познавательной литературы (энциклопедия, «Красная книга»).
-рассматривание иллюстраций, фильмов, презентаций из Интернет-ресурсов.
Ход занятия:
Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что там изображено? (Ответы детей).
- Правильно, это степь.
Степь - как море!
Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое.
А когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой.
И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и темные тени светлых облаков.
Раз в степи много трав, то есть и животные, жизнь которых связана с травами.
Воспитатель: - И сегодня я вам предлагаю провести игру-соревнование о степи.
Вы разделены на две команды, каждой команде я по очереди буду задавать вопросы, а вы должны ответить. За правильный ответ команда получает тюльпан. В конце игры мы подсчитаем, сколько, у кого тюльпанов, выигрывает тот, чей букет будет больше.
Итак, начнём.
1.- Что называют степью?
Степь – это природная зона. Степи - это большие поля без деревьев, на них растёт очень много разной травы. Они находятся на юге нашей страны.
(После ответов детей воспитатель показывает картинку или подготовить презентацию по тексту).
2.- Какими бывают степи?
Степи бывают разные: чернозёмные, богатые перегноем и травянистой растительностью. Они бывают: разнотравными, сухими, пустынными. На разных континентах степь имеет разные названия: в Северной Америке - прерии; в Южной Америке - пампа, или пампасы, а в тропиках - льянос, в Австралии – саванна. В Новой Зеландии степь называется туссоки.
3. - Какой климат в степях (температура, осадки)?
Степи протянулись на большое расстояние. Ближе к Москве в степи зимы тёплые, с частыми оттепелями, а к Владивостоку черноземные степи переходят в сухие степи. За Уральскими горами зимой холодно, дуют ветры, бушуют метели.
В степях климат разный, но летом везде жарко и сухо, а дождей мало. Потому что в степях немного рек, а летом они мелеют, хоть есть и крупные реки, которые протекают через степь - Дон, Волга, Урал, Иртыш.
5. - Что часто бывает(дует) в степи?
С юга дуют горячие ветры – суховеи, поднимая до небес серые, пыльные дороги. Пыль потом долго витает в воздухе, словно сухой туман. Хорошо дышится в степи только весной, когда тает снег и бегут талые воды.
6. - Какая степь бывает зимой и летом, с чем это связано?
Зима здесь короткая. Снега выпадает совсем мало, а вот летом в степях очень жарко и сухо.
Лето долгое, дождей выпадает немного, а палящие лучи солнца высушивают землю так, что она трескается от зноя.
7. - Что растет в степи?
В степи очень много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги, в это время степь становится как яркий цветущий ковёр.
Здесь растут: сон-трава, тюльпаны, незабудки. В южных степях колышутся серебристые перья ковыля. Позднее цветёт темно-лиловый шалфей и душистый чабрец. Летом в степи очень жарко, воды почти нет, поэтому травы высыхают.
Степь становится похожа на море, по которому катятся серебристые волны.
В степи растут кустарники саксаул, степная акация, тёрн, смородина золотистая, степная вишня, шиповник, ракитник.
8. - Как приспособились растения к жизни в степи?
В степи много трав, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла.
Одни имеют длинные корни, другие луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу.
Вот почему в степи так пряно пахнет травами.
Воспитатель:
- Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров.
Если много цветов, значит много кого? (Ответ детей – насекомых) которые их опыляют.
9. - Какие насекомые обитают в степях?Что вы про них помните?
В степях нет деревьев, но много растений. Если много цветов, значит много насекомых, которые их опыляют.
Например: кобылка, жук навозник, божья коровка, жук чернотелка, мрачная моль.
Много различных кузнечиков. В разгар лета воздух звенит от их неумолкаемого стрекотания.
Весной, над цветами порхает много бабочек.
В степях много пауков: скорпион, фаланга.
Один из наиболее опасных – южнорусский тарантул. Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно.
- Ещё в степи обитают необычные насекомые.
Муравьи – жнецы, в отличие от лесных муравьев, степные устраивают муравейники глубоко в земле, питаются только семенами растений.
Муравьи-фаэтончики - хищники, лучшие бегуны в мире насекомых.
Саранча - самый опасный вредитель для степи. Любит теплый климат и песчаную почву. Питается различными травами, кустарниками, злаками, поедая их листья, стебли, цветы и плоды.
Физминутка
Хомка–хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт,
Подметает хомка хатку,
И зовёт всех на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять-
Хочет хомка сильным стать!
10. - Самые распространенные животные степи – грызуны. Расскажите о них.
В степи живут суслики, полевки, земляные зайцы, тушканчики, хомячки, сурки. Они роют норы, днём спят, гуляют вечером и ночью. В норах прячутся от жары и холода, хранят и оберегают от врагов запасы корма, выхаживают и воспитывают потомство. Степные животные очень осторожны.
Сурки и суслики, прежде чем отойти от норы, долго осматривают степь, становясь «столбиком». Суслик, заметивший опасность, издает резкий свист, и все остальные суслики быстро скрываются в норах. Чтобы хорошо за всем наблюдать, специально выбирают места, где мало травы.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто ещё может жить в степи, если есть обилие насекомых и растений?(Птицы)
11. - Каких степных птиц вы знаете?
Птиц в степи не очень много: дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка. Степные птицы очень осторожны. Маленьким птицам трудно заметить опасность из-за высокой травы. Время от времени они взлетают над ней. Кроме этого, у степных птиц часто встречается такая окраска, которая делает их незаметными для врагов. Например, птенцы куликов, дроф почти неотличимы от травы, в которой они затаились.
Много жаворонков, а также трясогузок. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле или в траве.
12. - Какие животные могут питаться грызунами, назовите их? (Хищники).
В степях есть хищные животные: лиса, волк, степной орёл.
Есть маленькая лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью, питается мышами, зайцами, птицами, ящерицами.
Степной волк несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Если потомство слабое, волчица его уничтожает.
Степной орёл питается в основном сусликами. Он охотится высматривая их с воздуха, паря в небе. Иногда караулит, сидя, или даже лежа у норы и выжидая, когда суслик выйдет наружу. После этого вскакивает и догоняет его бегом. Степные орлы высокие на ногах и бегают лучше других орлов. Занесены в Красные книги России.
Воспитатель: - Как думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой? (Травоядные). Это сайгаки, джейраны.
13. – Расскажите о сайгаке!
Сайгаки – это степные антилопы. Они всю жизнь переходят с места на место. Раньше сайгаков на земле было много, но люди их отстреливали на мясо. Сейчас запретили на них охоту. Сайгаки занесены в Красную книгу.
Сайгак – очень быстро бегает. Огромный нос сайгака - защищает зимой дыхательные пути бегущих животных от холодного ветра.
Сайгаки держатся большими стадами. Они постоянно кочуют на сотни километров в поисках новых пастбищ. Кормятся самыми разными видами растений, в том числе ядовитыми.
14. - Что интересного можете рассказать о джейранах?
Джейран – ест травы и кустарники. Пьют не только пресную, но и горько-соленую воду. Летом пасутся утром и вечером, а самое жаркое время дня проводят лёжа.
Джейран крайне чуток и осторожен, всегда пасутся под надзором вожака. Вожак, стоя на страже, не ест и не ложится, пока его не сменит другое животное.
При малейшей тревоге они бросаются в бегство, убегает быстро, но долго не выдерживает. На бегу джейран задирает хвост, и удаляется большими прыжками, подняв голову. Главный враг джейрана - волк.
15. – Кого ещё можно встретить в степи? (Змей, черепах, ящериц).
Степная гадюка. Для своего убежища она выбирает заброшенные норы сусликов, тушканчиков и хомяков. Степная гадюка ночное животное, но начинает охотиться как только начинает темнеть. Днём она греется на солнцепеке, растянувшись или свернувшись на каком-нибудь косогоре. Завидев человека, гадюка спешит скрыться, но если неосторожно наступить на нее или схватить ее рукой, она наносит быстрый удар своими ядовитыми зубами.
Ещё в степи обитает желтобрюхий полоз. Это крупная, длиной до 2 м, и довольно толстая змея. Она очень агрессивная и злая. При встрече с человеком полоз не пытается скрыться, как остальные змеи, а сворачивается спиралью и с громким шипением бросается на противника. Укус полоза не опасен. Любит полежать на песке, каменистых склонах, на солнце, где он находит убежище и охотится.
Воспитатель: - Животные приспособились к жизни в степи. Они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму. Спят всю зиму. В степи водится много животных, приспособившихся к жизни на открытых степных пространствах. Некоторые из них быстро бегают и быстро летают, а другие уходят в спячку в зимнее время года.
16. - Как человек относится к степным зонам, как он её использует?
Степь – главная житница нашей Родины. Здесь прекрасные черноземные земли, вот почему степи распаханы людьми на огромные квадраты полей.
На полях сеют пшеницу. Именно отсюда поступает больше всего хлебов в закрома России.
На степных полях выращивают просо, ячмень, кукурузу, подсолнечник и сахарную свеклу.
А какие великолепные, огромные в степи сады! Садоводы ухаживают за деревьями, собирают в конце лета щедрые урожаи яблок, груш, слив. В самых южных районах степи уже в начале лета поспевает сочная черешня и золотисто-желтые абрикосы. На бахчах зреют арбузы, тыквы и дыни. Степь – наша кормилица!
17. - Что такое «Красная книга»? Почему туда заносят животных?
Красный цвет в природе - сигнал опасности, поэтому книга называется "Красная книга" - она собрала в себе все виды животных и растений, которые в опасности исчезновения с нашей планеты.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение.
Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Некоторые редкие степные животные вынуждены переселяться на поля (журавль-красавка, дрофа). Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ.
Еще одна причина: пасут скот, что приводит к разрушению почв.
И конечно браконьерство.
18. - Что надо делать, чтобы эти животные не исчезали?
Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.
Воспитатель: - Наша игра-соревнование подошло к концу. Вы показали очень хорошие знания о степи, рассказали очень много интересного и поучительного. Пора подводить итоги.
(Воспитатель подсчитывает тюльпаны и вручает значки «Знатоки степи» победителям).
- На прощание послушаем стихотворение «Степь»
У кого ты не спроси –
Степь – кормилица Руси!
Здесь красавица-пшеница
Созревает, колосится.
И подсолнечник цветёт –
Масло нам с тобой даёт.
Зреют в солнечных лучах
Здесь арбузы на бахчах
А кругом сады, сады!
В них душистые плоды.
Хорошеют, созревают,
Нас с тобой они питают.
Степь – кормилица, царица,
Надо нам ей поклониться!
Дидактическая игра «Птицы» (старшая группа)
Цель игры: закреплять умение классифицировать птиц.
Игровое правило : найти нужную картинку с изображением птицы.
Игровое действие: разместить картинки с изображением птиц в соответствии с классификацией (водоплавающая, перелетная, зимующая, декоративная).
Материал: панно «Дерево» - 1 шт, карточки с изображением птиц - 25 шт.
Ход игры: Дети по очереди выбирают карточку с изображением птицы, рассказывают, что это за птица и определяют ее место обитание. Перелетные птицы располагаются на оранжевой части дерева, зимующие птицы находятся на синей части дерева, водоплавающие птицы размещаются в нижней части дерева на озере, декоративные птицы располагаются в клетке.
Воспитатель: Ребята, вы помните, что на прошлой неделе мы с вами подготовили домик для птиц и повесили его на дерево на нашей площадке? А что еще мы с вами сделали для птиц?
Дети: Кормушку.
Воспитатель: Правильно, кормушку! И тоже повесили ее на дерево. А для чего мы с вами это сделали?
Дети: Чтобы накормить птиц в зимнее время.
Воспитатель: Совершенно верно! Какие вы все молодцы! Давайте сейчас с вами сыграем в игру-лото «Птицы». Нам с вами нужно будет определить, какие птицы и почему зимой улетают на юг, в теплые страны, а значит называются как?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Верно! А птицы, остающиеся зимовать, называются как?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Правильно, ребята! Еще мы с вами вспомним, какие птицы называются водоплавающими. И познакомимся с такими декоративными птицами, как волнистые попугайчики. Посмотрите вот на эту картинку! У кого дома есть такой же попугайчик? А в каком домике живет ваш попугайчик? Правильно, в клетке, иначе он улетит на улицу и погибнет от холода и голода.
Итак, вы готовы?
Дети: Дааааааа!
Воспитатель: Тогда слушайте правила игры! Перед вами панно «Дерево». Посмотрите на него внимательно! Дерево разделено на 2 части: оранжевую и синюю, на стволе дерева есть клетка для птиц, под деревом озеро.
В коробочке на столе находятся картинки с изображением птиц.
Каждый из вас по очереди подходит к столу, берет из коробочки картинку с птицей. Затем определяет, какая же это птица: зимующая или перелетная, водоплавающая или декоративная.
Если это птица зимующая, мы ее поместим на какую часть дерева: оранжевую или синюю? Правильно, на синюю, потому что синий цвет символизирует зиму. Если птица перелетная, мы поместим ее на какую часть дерева? Правильно, оранжевый цвет символизирует солнце и теплые края. Водоплавающих птиц мы поместим куда? В озеро, правильно! А декоративных птиц? В клетку. Совершенно верно!
Кто из вас хочет первым выбрать птицу?
Дети: Я! Я! Я!
Воспитатель: первым поднял руку Вася, значит, он будет первым. Вася, какую птицу выбрал? Как она называется?
Вася: Снегирь.
Воспитатель: Как ты определил, что это снегирь?
Вася: У него красная грудка. Это зимующая птица. Снегирь прилетает к нам с первым снегом. Я помещу его на синюю часть дерева.
Воспитатель: Молодчина, Вася! Кто следующий?
Итог игры:
В ходе игры дети закрепили умение классифицировать птиц, еще раз вспомнили и рассказали признаки, по которым птицы делятся на зимующих и перелетных, декоративных и водоплавающих. Познакомились с классом птиц: декоративные. Научились отличать птиц по внешнему признаку, соотносить их с названием и средой обитания.
Данная игра способствовала развитию у детей связной речи, памяти, логического мышления; воспитывала доброжелательное отношение к окружающему животному миру и желание оказывать помощь животным и птицам в зимнее время.
Ребята соблюдали правила игры, действовали вдумчиво, старались самостоятельно, быстро и правильно выполнить задание. Некоторые дети испытывали трудности в классификации птиц. Им помогали ненавязчивые наводящие вопросы. Игра вызвала у детей положительные эмоции, удовольствие от полученного результата.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого - целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Данные игры можно использовать на занятиях, в режиме дня для старших и подготовительных групп в целях экологического воспитания дошкольников.
№ 1 Тема: «Отгадай и нарисуй»
Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Дидактический материал: Палочки для рисования на снегу или песке (в зависимости от сезона)
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.
№ 2 Тема: «Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
№ 3 Тема: «Природа и человек»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
№ 4 Тема: «Выбери нужное»
Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Дидактический материал: Предметные картинки.
Методика проведения: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое - либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
№ 5 Тема: «Где снежинки?»
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Дидактический материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Методика проведения:
Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т.д.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии?
(Зима, ранняя весна, поздняя осень).
№ 6 Тема: «Когда это бывает?»
Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года.
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
№ 7 Тема: «Найди свой камешек»
Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Дидактический материал: Коллекция камней.
Методика проведения : Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание - найти свой камень.
№ 8 Тема: «Береги природу»
Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.
Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
№ 9 Тема: «Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой природы.
Методика проведения: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
№ 10 Тема: «Ходят капельки по кругу»
Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дидактический материал: Сопроводительный текст для игры.
Методика проведения: Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.