Марданова Ирина
Подвижная игра «Снежинки»
Цель игры-учить детей контролировать себя,спрявляться с двигательными импульсами,действовать по сигналу. Игра способствует приобретению быстрой реакции,а так же положительного влияния на нравственность детей. *Для игры потребуется девять снежинок ,вырезанные из картона. Снежинки должны быть довольно большими,чтобы игрок смог встать на любую из них. Возраст детей 4-5 лет.
В "Снежинки "лучше всего играть в помещении . Эта игра особенно вписывается в новогодний праздник.
Картонные снежинки раскладываются на полу по кругу расстоянии в 1,5 -2 шага. Воспитатель выбирает десять игроков и просит их встать круг за снежинками . Игра начинается под веселую музыку дети бегают и скачут по кругу. Затем музыка внезапно замолкает-это является сигналом,по которому игроки должны каждый занять свое место на снежинке . Однако,поскольку снежинок на одну меньше ,чем игроков,наименее ловкий из них будет вынужден выйти из игры. Все дети ему дружно хлопают за то,что он играл по правилам затем игра продолжается . Воспитатель убирает одну снежинку (остается восемь) игра продолжается . повторяется. Так продолжается до тех пор пока не останется всего двое участников и одна снежинка на двоих . Тот,кто в последнем туре,и будет считаться абсолютным победителем.
Музыку можно заменить стишками или загадки про снежинки и зиму ,которые знают дети,это позволитвыразить себя тем,кто не участвует непосредственно в соревновании. Предлагаю свои варианты,но конечно можно выучить свои :
Не пельмени это были -
Во дворе мы их лепили.
И не ели,ими -были!
Мы бросали,в нас кидали -
Мне за шиворот попали. (Снежинки )
Скатерь бела
Весь свет одела (Снег)
Открывает календарь-
Начинается декабрь.
В декабре, в декабре
Много снегу на дворе.
Снег -на крыше,на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небе дым идет столбом.
(С. Маршак)
В конце игры можно дружно спеть новогоднюю песню.
Публикации по теме:
Подвижная игра «Бабочки на лугу» Авторская подвижная игра «Бабочки на лугу» для второй младшей и средней группы детского сада. Цель игры: развивать у детей умение выполнять.
Что такое игра (подвижная игра) и какова ее роль в физическом развитии детей? 1. Что такое игра, подвижная игра? По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится.
Подвижная игра «Жмурки» Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве. Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают.
Подвижная игра «Грибник и грибы» Цель. Создать у детей хорошее настроение. Задачи. - Формировать умение двигаться в разных направлениях,.
Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель и задачи игры: Цель: Формировать у детей потребность в подвижной активности Задачи: Учить выполнять правила игры. Развивать быстроту,.
Подвижная игра «Птицелов» МБДОУ «Детский сад №60 «Заинька» Конспект открытого просмотра подвижной игры Подвижная игра “Птицелов” Цель: формировать.
Подвижная игра «С кочки на кочку» «По кочкам» Цель игры: развитие координации движений. Задачи. Создание положительного эмоционального настроя в группе; Развитие умения.
Игра «Снеговик»Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком,
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову
Ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
Игра: «Снежки».
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
Игра «Замороженные».
Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.
Кто в шубе?
Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты - Дед Мороз!
После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!
Баба, баба-снеговуха,
Разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).
Игра «Льдинки, ветер и мороз».
Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!
На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» - строят льдинки.
«Не будите медведя»
Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах); способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка; способствовать тренировке артикуляционного аппарата.
Ход игры: Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.
Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах. По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.
"Снег кружится".
Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. Ход игры.
Снег, снег кружится,
Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица.
Дуют, изображая, как дует ветер
.
Собрались мы в кружок,
Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок.
(Игра проводится 3-4 раза.)
"Дед Мороз".
Цель - привить умение выполнять характерные движения.
Ход игры:
Я - Мороз Красный Нос,
Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят.
Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).
"Два Мороза"
Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:
"Мы - два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?"
Дети:
"Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!"
Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.
"Зимние забавы".
Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Ход игры:
Мы бежим с тобой на лыжах,
Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом - на коньках,
Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах!
"Падают".
А потом снежки лепили,
Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали,
Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали.
"Падают".
И домой мы побежали.
Бегут по кругу.
Н. Нищева
.
“Не заморозь руки”.
Цель: развить ловкость, волю.
Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.
Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.
«Белые медведи»
Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости и координации движения. Перед началом игры дети под руководством воспитателя сносят снег с игровой площадки в одно место и строят снежную горку (высота этой горки и крутизна склона зависит от возраста играющих). Воспитатель объясняет, что дети на время игры стали «белыми медведями». Они поднимаются по склону на снежную горку на четвереньках, переваливаясь (подобно медведям) с бока на бок. Достигнув вершины, дети встают на ноги и сбегают вниз. Игра может проводиться без правил, а воспитатель оценивает качество подъема и спуска «белых медведей».
Вариант игры: подъем на горку и спуск может проводиться с учетом скорости.
«Снежинки и ветер»
Цель игры : развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.
«Не упади на льду!..»
Цель игры: обучение передвижению по гладкой поверхности льда, развитие ловкости и координаций движений.
На игровой площадке воспитатель выбирает уже готовую очищенную от льда небольшую гладкую ледяную поверхность. Воспитатель предлагает детям:
1. Пройти по гладкой поверхности ледяной дорожки 1-1,5 м скользящим шагом, не отрывая подошвы от поверхности, и постараться не упасть.
2. Ребенок после разбега (2-3 шага) старается проскользить немного на подошве по ледяной дорожке.
Во время выполнения упражнений воспитатель обязательно должен страховать детей от падения.
«СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Цель:
развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов - бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.
«ЗИМА ПРИШЛА!»
Цель:
развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.
Ход игры:
дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т.д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» - все бегут на свои места и снова прячутся.
«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» - говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»
Цель:
развитие внимания, памяти.
Материал:
кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
«МОРОЗ-КРАСНЫЙ НОС»
Цель:
развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.
Ход игры:
на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит;
Я Мороз-Красный нос!
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.
«СНАЙПЕРЫ»
Цель:
формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.
Материал:
снежный вал, яркая игрушка.
Ход игры:
на верхний край снежного вала или стенки кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. Дети должны сбить предметы снежками.
«РАЗ, ДВА, ТРИ - ЛОВИ!»
Цель:
развитие ловкости, быстроты, укрепление дыхательной системы.
Материал:
снежный вал или сугроб.
Ход игры:
дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал.
Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается «ловишка». Играющие хором произносят: «Раз, два, три - лови!» После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. «Ловишка» догоняет бегущих, и осаленные им отходят в сторону. «Ловишка» не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. После 3-4 перебежек выбирают нового «ловишку».
«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»
Цель:
развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал:
снежный вал.
Ход игры:
ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»
Цель:
развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры:
играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
«Дети и зайчик»
Дети стоят в кругу. В середине круга сидит один ребенок – «зайчик». Воспитатель говорит:
Зайчишка беленький,
Зайчишка серенький,
Выйди с ними погулять,
Будем весело прыгать:
Прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг.
На последние слова все дети и зайчик, стоя на месте, прыгают на двух ногах
На слова воспитателя:
Зайчик, тихо попрыгай
И кого хочешь выбирай!
Ребенок – зайчик прыгает к любому участнику игры, который стоит с остальными ребятами в кругу, и они меняются местами. Затем игра повторяется.
«Елочки бывают»
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!
Ведущий играет, стараясь запутать детей.
Налетел ветер и закружил снежинки.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок - Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и. п. То же - в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.
4. Лабиринт «Помогите заблудившимся снежинкам найти друг друга» (рис. 28, прил.).
Рассмотри снежинки, нарисованные на листочках вверху, внизу. Найди одинаковые.
Помоги одинаковым снежинкам найти друг друга. Начинай рисовать сверху вниз.
5. Задание «Найди снежинке пару» (рис. 29, прил.).
Детям раздаются карточки, на которых изображены 4 разные снежинки и 2 одинаковые.
Найдите одинаковые снежинки и расскажите, где они расположены.
6. Задание «Составь снежинку» (из геометрических фигур).
Дети выполняют задание по инструкции педагога:
В центр фланелеграфа положи синий круг; сверху, снизу, справа, слева от круга положи белые треугольники; между треугольниками - синие прямоугольники; палочками вокруг своей фигуры выложи круг. Получилась снежинка.
Сделай свою снежинку и расскажи, из каких геометрических фигур она состоит, где какая деталь находится.
7. Дети украшают группу вырезанными на занятии снежинками, предварительно обсудив, куда они их разместят.
8. Подведение итогов.
Занятие 11. «Обитатели зимнего леса» Программное содержание:
1. Развивать активное использование детьми пространственных терминов (за, перед и т. п.).
2. Закреплять понимание детьми заслоненности изображений.
3. Развивать логическое мышление, память.
Оборудование: демонстрационный материал - магнитная доска с рисунками деревьев (летними и зимними вариантами), цветные изображения диких животных; рисунки с «Тангра-мом»; раздаточный материал - карточки с заданиями; трафареты диких животных, деревьев, листы бумаги, простые карандаши, ножницы, бумажные квадраты к заданию «Танграм».
Словарная работа: дикие животные, волк, заяц, лиса, медведь, лось, еж, берлога, нора.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям посоревноваться.
Внимание! Внимание! Начинается соревнование! Кто назовет больше всех лесных зве
рей, тот победитель!
Дети называют зверей (волк, лиса, заяц и т. п.). Педагог в это время на магнитную доску с зелеными деревьями расставляет картинки названных зверей. Определяется победитель, ему - как лучшему знатоку - дают следующее задание. Если ребенок не справляется, ему помогают остальные.
Кого из этих зверей мы не встретим в зимнем лесу? (Медведь спит, еж спит, заяц
становится белым их. п.)
На магнитной доске зеленые деревья меняются на зимние и убираются лишние звери.
1. Задание «Найди, кто прячется в зимнем лесу?» (рис. 30, прил.).
Детям предлагается рассмотреть иллюстрацию, найти и назвать всех животных, изображенных на ней.
Почему на картинке видны только части животных? Расскажите, где они прячутся.
Что расположено перед ними?
2. Лабиринт «Найдите, где чей след».
В лесу выпал снег. Звери, бегая по снегу, оставляют много следов. Все следы перепу
тались.
Детям раздают карточки с изображением животных: лисы, зайца, вороны - и их следы. От каждого зверя к его следу идет запутанная линия, линии между собой перепутаны.
3. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Зайчики».
Дети выполняют соответствующие движения.
Зайцы скачут:
Скок, скок, скок...
Да на беленький снежок
Приседают - слушают,
Не идет ли волк.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям - физкультпривет!
4. Задание «Положи трафареты животных так, как я скажу. Расскажи, кто из зверей и где находится».
5. Педагог читает детям стихотворение В. Левановского:
Что для зайца стометровка? Как стрела, летит косой! Вот что значит тренировка Вместе с тренером-лисой.
О чем идет речь в этом стихотворении? (Лиса хочет поймать зайца.)
Лиса всегда хочет поймать зайчика, но это ей редко удается. Как вы думаете, почему? (Заяц быстро бегает.)
Он не только умеет быстро бегать - он умеет запутывать следы. Зайчик никогда не бегает по прямой дорожке, он бегает между деревьями и кустами и этим путает лису.
Лабиринт «Помогите зайчику добежать до его норки» (рис. 31, прил.).
Расскажи, как шел зайчик.
6. Задание «Танграм».
Разрежь квадрат по линиям, из полученных фигур сложи лисичек по образцу» (рис.
32, прил.).
7. Подведение итогов.
Занятие 12. «В гостях у сказки»" Программное содержание:
1. Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве.
2. Совершенствовать умение детей определять и словесно обозначать направление движения.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: демонстрационный материал - две карточки с изображением фантастических животных; раздаточный материал - карточки к заданиями, простые карандаши.
Словарная работа: сказка, волшебство, выдумка, фантазия, Баба-Яга, Царевна-лягушка, Иван-царевич.
Ход занятия.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Каких? («Гуси лебеди», «Царевна-лягушка» и т. д.) Зачем люди сочиняют сказки? (Ответы детей.)
Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить видеть добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливее. Для сказки нет ничего невозможного, одним словом или жестом в ней оживают предметы, животные и совершаются чудесные превращения. Сегодня тоже происходят чудеса, к нам пришло письмо от Бабы-Яги.
Педагог читает письмо: «Ну что, ребятушки! Весело живется вам в детском саду? Поете, танцуете! Дружно живете! А вот мне одной в лесу ой как скучно! И решила я подшутить над вами и заколдовала все задания! Решите - молодцы, а не решите - всех заколдую! Ваши Баба-Яга».
1. Задание «Назови зверей».
Педагог показывает детям две карточки, на каждой изображены по два заколдованных зверя. Каждый из них состоит из двух не соответствующих друг другу частей. Детям предла гают сказать, каких зверей они узнали на картинках. (Змея и олень, корова и лев.)
2. Задание «Назови животных и расскажи, в какой части листа они нарисованы».
Детям показывают картину, на которой нарисованы части тела животных (от свиньи -
уши и пятачок, от петуха - лапы и хвост, от зайца - уши, от кота - усы и уши).
3. Физкультурная минутка.
Подвижная игра.
Дети играют с Бабой-Ягой.
Баба-Яга, костяная нога, С печки упала, Ногу сломала, Пошла в огород, Дошла до ворот.
Баба-Яга догоняет детей. Кого метлой (рукой) заденет, тот замирает. Игра заканчивается, когда все дети замрут.
4. Задание «Дорисуй лес» (рис. 35, прил.).
Дети получают индивидуальные карточки, дорисовывают недостающие детали, а затем рассказывают, как они расположены.
5. Задание «Соедини точки по порядку» (рис. 33, прил.).
Из какой сказки этот предмет? («Царевна-лягушка».)
В какую сторону летит стрела? Нарисуйте стрелу, летящую вверх, направо, вниз и т. и.
6. Задание «Дорисуй вторую половину короны для Ивана-царевича».
Детям предлагаются карточки с изображением половины короны. Дети объясняют, как нужно рисовать «зубчики» на короне:
Сначала ведем карандаш вверх направо, потом вниз направо.
Затем дорисовывают вторую половину короны самостоятельно.
7. Лабиринт «Помоги Ивану-царевичу дойти до болота» (рис. 34, прил.).
Каждый ребенок проговаривает путь Ивана-царевича. Педагог поощряет детей за правильные ответы.
8. Подведение итогов.
Занятие 13. «Мастерская Деда Мороза» Программное содержание:
1. Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе, на доске).
2. Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства, словесно обозначать расположение предметов.
3. Учить детей определять направление и местоположение предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.
4. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение, внимание.
Оборудование:
демонстрационный материал - рисунок елки на магнитной доске;
рисунок с образцом елочной игрушки, рисунок «Дед Мороз с мешками подарков»; раздаточный материал - карточки с заданиями; простые карандаши, цветные карандаши, нож= ницы.
Словарная работа: Новый год, Рождество, елка, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, чудеса, елочные украшения, гирлянды.
Ход занятия.
Педагог читает детям стихотворение Ю. Капотова:
На елочке нашей - смешные игрушки: Смешные ежи и смешные лягушки, Смешные медведи, смешные олени, Смешные моржи и смешные тюлени! Мы тоже немножко в масках смешные. Смешными мы Деду Морозу нужны, Чтоб радостно было, чтоб слышался смех, Ведь праздник сегодня веселый у всех.
Какой скоро праздник? (Новый год.) Мы все готовимся к празднику, шьем новогод
ние костюмы, готовим подарки друзьям и близким, украшаем елки и свои дома. Готовится к
празднику и Дед Мороз. Сегодня мы с вами отправимся в мастерскую к Деду Морозу и тоже
будем ему помогать.
1. Задание.
Чем украшена елка? Где на елке расположены шишки, флажки, шары? Дорисуй гирлянды, укрась макушку елки.
Нарисуй под елкой подарок, который ты хочешь получить на Новый год (рис. 36, прил.).
2. Задание «Изготовь игрушки» (рис. 37, прил.).
Детям показывают образец шара, украшенного орнаментом из геометрических фигур (чередуются треугольники, кружки и т. д.). Раздаются карточки с изображением шара и флажка.
Придумай свой орнамент на шаре из геометрических фигур.
На флажке нарисуй снежинку.
Раскрась и вырежи.
3. Физкультурная минутка. Под музыку «В лесу родилась елочка» дети водят хоровод, изображают героев песни.
4. Задание «Повесь игрушку на елке, куда я скажу».
Ребенку предлагается «развесить» изготовленные игрушки на елке, расположенной на магнитной доске, по словесным инструкциям других детей. Задание выполняют все дети.
5. Задание.
Детям раздаются карточки с изображением точек, пронумерованных цифрами от 1 до 10. Если соединить точки, получится звезда.
Соедините точки по порядку. Вырежьте то, что получилось.
Найди полученному предмету место на елке. Расскажите, куда вы повесили звезду.
6. Задание «Помоги Деду Морозу найти недостающую игрушку».
Детям показывают рисунок, на котором изображен Дед Мороз и два мешка с подарками. На одном мешке нарисованы пять игрушек, на другом нарисованы четыре подобные игрушки, одной игрушки не хватает. Игрушка (реальный предмет), аналогичная недостающей, расположена в группе на значительном расстоянии от детей (в 3 - 4 метрах).
Какой игрушки не хватает? Найдите эту игрушку в группе и расскажите, где она
расположена.
7. Задание «Чудесный мешочек».
Дед Мороз просил поблагодарить детей за работу и прислал мешочек с подарками.
Угадаешь - подарок твой (подарки - воздушные шарики, карандаш, конфета и т. п.).
8. Подведение итогов.
Занятие 14. -«Зимние забавы» Программное содержание:
1. Совершенствовать умения детей ориентироваться в микропространстве (на доске, листе).
2. Учить описывать местоположение предмета при помощи пространственных терминов
(возле, около и т. п.).
3. Учить моделировать простейшие пространственные отношения с помощью фишек.
4. Совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении, сохранять и изменять направление движения.
5. Развивать внимание, глазомер.
Оборудование: демонстрационный материал - сюжетная картина «Зимние забавы», карта леса; раздаточный материал - карточки с заданиями; схемы пути, простые карандаши, листы бумаги, фишки.
Словарная работа: забавы, зимние виды спорта, хоккей, катание на коньках, лыжах, на санках, горные лыжи, снежки.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям послушать запись песни «Кабы не было зимы» (ел. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова).
Кабы не было зимы В городах и селах, Никогда б не знали мы Этих дней веселых...
О каких веселых днях говорится в этой песне? (О зимних днях, когда можно поиграть
на улице.) Во что играют дети на прогулке зимой? (Катаются на коньках, лыжах, санках,
играют в снежки и т. п.)
1. Задание.
На доске сюжетная картина «Зимние забавы».
Детям предлагают рассказать, чем заняты дети, расположенные в центре картины (в центре картины каток, дети играют в хоккей), затем о тех ребятах, которые изображены в верхнем правом углу (ребята играют в снежки), - таким образом, описывается вся картина.
2. Задание «Расскажи, что нарисовано на переднем, заднем плане и в центре картины
«Зимние забавы».
Картина условно делится на передний план, центральную часть и задний план. Педагог обсуждает с детьми, что расположено на каждой части картины. Например: на переднем плане
нарисованы дети с санками, они собираются скатиться с горы, в центре картины каток, на катке ребята играют в хоккей и т. п.
3. Задание.
Выложи с помощью фишек модель картины: расположи фишки на фланелеграфе так,
как расположены на ней дети.
4. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Снежки».
Дети сминают лист бумаги в комок - получаются «снежки». «Снежком» надо попасть в мишень от игры «Дартс» или в любую другую мишень.
5. Задание «Опиши свой путь».
Педагог предлагает детям представить, что они идут на лыжную прогулку в лес. А чтобы они не заблудились, знакомит их с картой леса (рис. 38, прил.) и каждому дает свою схему пути (рис. 39, прил.). Детям предлагается нарисовать путь до базы в соответствии со своей схемой пути.
Затем педагог предлагает детям по очереди пройти в таких же направлениях в групповом пространстве, обозначая при этом направление движения в речи.
6. Задание «Найди пару перчаток» (рис. 40, прил.).
Кот Котофей любит играть в снежки, он собрался идти на прогулку, но не может найти
пару для своей перчатки. Помогите Котофею найти две одинаковые перчатки. Расскажите, где
они расположены.
7. Лабиринт «Подберите партнеров по фигурному катанию» (рис. 41, прил.).
Затем детям предлагается объединиться парами и воспроизвести позу пары фигуристов.
8. Педагог загадывает детям загадки и беседует о том, какое зимнее развлечение детям
больше всего нравится.
Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки! Кто несет меня? (Коньки.)
Взял дубовых два бруска, Два железных полозка, На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы... (Санки.)
9. Подведение итогов.
Занятие 15. «Электроприборы» (бытовая техника) Программное содержание:
1. Развивать пространственное воображение детей: учить их мысленно представлять себя
на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.
2. Закреплять умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе, на фланелеграфе).
3. Тренировать зрительные функции - различения, локализации и прослеживания. Раз-
вивать логическое мышление, память.
Оборудование: демонстрационный материал - карточки с изображением электрических приборов и предметов быта; карточки с изображением кухни, ванной комнаты, зала, детской, спальни; раздаточный материал - карточки с заданиями, простые карандаши, индивидуальные фланелеграфы.
Словарная работа: электричество, электроприборы, бытовая техника, пылесос, электрический чайник, утюг, автоматическая стиральная машина, телевизор, магнитофон, компьютер.
Ход занятия.
Педагог включает свет и спрашивает детей, что он делает.
Кто знает, почему включается лампочка, что помогает ей так ярко гореть? (Электриче
ство.) Можно ли в природе встретить электричество? (Молния.) Молния - это электричес
кий разряд.
Педагог спрашивает детей, ощущали ли они на себе легкий треск, а иногда даже искры? (Да, когда раздеваешься, иногда вещи «щелкают».)
Это тоже электричество. Иногда слышно потрескивание синтетической одежды, когда ее снимаешь. Иногда расческа липнет к волосам - и волосы «встают дыбом». Вещи, волосы, наше тело электризуются. В нашей группе тоже есть электричество. По каким приметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, провода, лампы, магнитофон и т. п.)
Электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помо щью электричества работают все электроприборы. Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с бытовыми проблемами. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Теплякова Ольга
Подвижная игра «Снежинки и ветер»
Задачи:
Атрибуты: бумажные снежинки.
Ход игры: дети встают в кружок, в руках у них снежинки. Под музыку дети разбегаются в разные стороны, покачиваются, кружатся. Музыка прекращается, дети снова встают в круг.
Малоподвижна игра «Найди пару»
Задачи: совершенствование умения составлять пары снежинок по заданию, развитие внимания, наблюдательности.
Атрибуты: бумажные снежинки разных размеров.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку. Взрослый говорит: «Найди себе пару – снежинку такого же размера. Или составь пару – снежинку маленькую и большую».
Малоподвижная игра «Сосчитай»
Задачи: развитие умения составлять группы по 2, 3, 4, 5 предметов, развитие внимания, наблюдательности, совершенствование знаний о счёте в пределах 5.
Атрибуты : бумажные снежинки или самодельные снежки.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – снежинки или снежки (их количество по количеству детей и подобраны они так, чтобы можно было составить пары (или тройки, четвёрки, пятёрки). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - снежинку скорей бери!» Каждый берёт снежинку (снежок). Взрослый говорит: «Создайте группу из двух снежинок (снежков!» Дети образуют пары снежинок (снежков). Далее снежинки (снежки) кладут в центр круга, игра начинается заново. Взрослый говорит: «Создайте группу из 4-х снежинок (снежков)». Дети становятся по 4 человека, вытягивая снежинки (снежки) вперёд, чтобы их можно было сосчитать.
Дидактическая игра «Выполни рисунок»
Задачи: формирование умения выкладывать предмет из самодельных снежков, развитие воображения, памяти.
Атрибуты: самодельные снежки.
Ход игры: группе детей из 3-6 человек предлагается из самодельных снежков выложить простой предмет: солнце, геометрические фигуры, дом и т. д.
Подвижная игра «Снегопад»
Задачи: совершенствование умения действовать по сигналу.
Атрибуты: самодельные снежки.
Ход игры: в центре круга – снежки. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три – к нам снежок лети!» Дети берут по одному или по два снежка и подкидываю их вверх.
Эстафета «Попади в цель»
Задачи: развитие ловкости, целенаправленности движений.
Атрибуты игры: самодельные снежки.
Ход игры: участвуют 2 команды. Нужно попасть снежком в ведро. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество снежков.
Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Зима»
Цели:
Активизировать словарь детей по теме.
Продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.
Формировать умение сравнивать предметы по величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах, цифрах «1»,«2» и «3», учить считать, соотносить цифру и количество.
Учить детей определять форму предмета, находить середину предмета. Определять место предмета в пространстве.
Совершенствовать навыки лепки, ручного труда, рисования.
Упражнять в умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Сюжетная картина «Зима».
Цветные силуэтные игрушки, их изображение на листе бумаги.
Вырезанная из картона туча с привязанными к ней двумя снежинками.
Варежки разного цвета, цветные вагончики разного цвета.
Салфетки белого цвета.
Пластиковые тарелочки с цифрами «1» и «2».
Картинка фон, пластилин белого цвета.
Картинки-фоны с изображением деревьев и пенька в виде геометрических фигур, две силуэтные картинки тучек с изображением трех и множества снежинок.
Картинка-фон с изображением дорожки, клей ПВА, песок.
Серебристая проволока.
Картинки-заготовки с изображением зимнего пейзажа с деревом без снега, клей, вата.
Снег в тарелочках.
Аудиозаписи: «Вот так холод!».
Ход занятия:
Рассматривание картины «Зима»
Ребята, посмотрите на эту картину. Что нарисовано, расскажите.
Чтение отрывка из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.
Дидактическая игра «Елочные игрушки»
Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжали елочку. А теперь пришло время снять игрушки с елки и сложить в коробку.
(Дети накладывают цветные силуэтные игрушки сверху на их изображение на листе бумаги).
Дыхательное упражнение «Снежная туча»
Из снежной тучи падают снежинки. Сосчитайте, сколько их? А теперь подуйте на снежинки, чтобы они полетели.
Дидактическая игра «Все засыпал снег»
Покажите дерево, похожее на круг (треугольник, овал).
Перед вами две снежные тучи.
(Тучи вырезаются воспитателем и раздаются детям по две).
Положите на картинку тучку, в которой мало снежинок. Сосчитайте, сколько снежинок в этой тучке? Три снежинки. А теперь положите на картинку другую тучку, в которой много снежинок.
Из снежных туч пошел снег и укрыл всю землю. Накройте деревья снегом - подходящими геометрическими фигурами белого цвета.
Пальчиковое рисование «Снежинки»
Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинки.
Ручной труд «Снежное дерево»
Будьте внимательны, сначала намажьте ветки дерева клеем, а затем отрывайте кусочки ваты и прикладывайте к веткам дерева.
Исследовательская деятельность «Снег-вода»
А теперь, дети, покажите свои ладошки. Приложите их к щечкам. Какие ладошки - холодные или теплые? Ладошки теплые. Что лежит у вас на тарелочках? Снег. Потрогайте его пальчиками. Какой снег? Холодный. А какого цвета снег? Белого цвета. Положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом? Он тает. Что вы видите у себя на ладошке? Воду. Снег растаял на теплой ладошке и стал водой.
Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять»
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Ходьба на месте)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались.
(Присесть, встать)
А еще в снегу валялись.
(Сесть на пол)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхиваться)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»
Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке. А теперь разложите свои варежки в вагончики такого же цвета.
Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(Дети «лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)
Раз - подбросим,
(Подбрасывают)
Два - поймаем,
(Ловят)
Три - уроним
(Роняют)
И... сломаем.
(Топают)
Ручной труд «Снежки»
Дети скатывают снежок из смятых салфеток белого цвета.
Дидактическое упражнение «Положи снежок»
Сколько снежков слепил каждый из вас? Один снежок. А теперь положите свой один снежок на тарелочку с цифрой «1». А сколько снежков нужно слепить и положить на тарелочку с цифрой «2»? Два снежка.
Лепка «На деревья, на лужок тихо падает снежок»
Дети налепляют круглые кусочки белого пластилина на цветной фон. Сверху на пластилин прикладываются снежинки, дети придавливают их к работе.
Эстафета «Перенеси снежок» и метание в цель
Дети со снежком в руках проходят по скамейке, дорожке, переступают через препятствия.
Затем детям предлагается попасть снежком в цель (сундук, обруч или т.п.)
Упражнение «Сосулька»
Дети делают сосульку, складывая пополам серебристую проволоку.
Ручной труд «Посыпь песком скользкую дорожку»
Зимой нужно быть очень осторожным, ведь на улице может быть скользкий лёд. Вот эта дорожка очень скользкая, потому что покрыта льдом. Чтобы не подскользнуться и не упасть на лёд, его присыпают сверху песком. Намажьте дорожку клеем и посыпьте сверху песком. Теперь ваши дорожки не будут скользкими.
Музыкально-ритмическое упражнение «Вот так холод»
Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни.