Цель: Воспитывать у детей понимания ценности здоровья.
Программное содержание:
- Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, из которых состоит работа врача.
- Развивать речь, образное мышление, активизировать словарь детей.
- Формировать сознательное отношение к собственному здоровью.
Предварительная работа:
Экскурсия в медицинский кабинет, рассматривание иллюстраций о работе врача, чтение произведения К.Чуковского «Айболит».
Материал: Кукла, кровать для куклы, белый халат для врача, чемоданчик с медицинскими принадлежностями (градусник, фонендоскоп, шпатель, ручка, бланк для рецепта).
Ход игры:
В начале проводится демонстрация игры с куклой. Воспитатель обращает внимание на куклу, которая приехала в больницу на прием к врачу.
В.- Ребята, у Кати горячий лоб, у нее температура, она заболела.
Что же случилось, от чего она могла заболеть? (ответы детей).
Воспитатель подносит к уху куклу, и говорит, что Катя вчера ела на прогулке снег.
Что же нам нужно делать, как же ей помочь? (ответы детей дать лекарство)
Но мы не можем самостоятельно дать лекарство, мы не врачи, ее должен врач осмотреть.
Напротив сидит доктор в белом халате
А что у вас случилось? (кукла Катя заболела).
Я ее осмотрю. Сначала я измерю температуру. Вот градусник, поднимай Катя ручку, (ставит под мышку) и немного нужно подождать.
Р., да у Кати поднялась высокая температура, нужно срочно выпить лекарство, чтобы снять высокую температуру.
Катя, а теперь давай я тебя послушаю, нет ли у тебя хрипов в грудке? (достает фонендоскоп)
Воспитатель называет как называется предмет для слушания. Прикладывает к груди и говорит Кате,чтоб дышать глубже.
Здесь все хорошо, хрипов нет.
А может горлышко у тебя больное. Открывай по шире рот и говори «А-А».
Воспитатель берет шпатель, говорит как называется этот предмет, и смотрит горло.
Катя, да у тебя очень красное горло, ты наверно объелась мороженого, или пила холодную воду?
Р., а вы не пробовали снег, ведь он такой белый, пушистый, и наверно очень вкусный? (ответы детей).
Ну, что Катя я тебя посмотрела, и скажу тебе нужно срочно лечиться. Вы согласны со мной ребята?
Сейчас я выпишу тебе рецепт с лекарствами, которые помогут снять температуру, полечат горлышко. (Пишет на бланке рецепт)
Р., а кто может купить и давать лекарство по моему рецепту? (Только взрослые)
Да только взрослым продадут в аптеке лекарство, и взрослый может давать лекарство больному. Вот передаю (ребенку) рецепт, а он передает обязательно взрослому (воспитателю).
Чтобы не заболеть, нужно всегда беречь свое здоровье! Придерживайся моих советов: не пей холодную воду, не ешь снег на улице, на шею завязывай шарф, на прогулке не снимай варежки, одевайся по теплее. До свидания! (Катя уезжает домой)
Воспитатель:
Почему Катя заболела?
Кто ее лечил?
Как доктор узнал,что Катя заболела?
Что посоветовал доктор?
Ребята, а с вами как с нашей Катей не может такое случится? Я на вас надеюсь, что вы будете придерживаться советов доктора. Будете всегда веселыми и радостными.
Задачи сюжетно-ролевой игры: закрепить ранее полученные представления о профессии врача; стимулировать творческую активность детей; обогащать словарь детей словами (аптека, градусник, врач, аптекарь, лекарство); развивать диалогическую речь, наглядно-действенное мышление; воспитывать дружелюбное взаимоотношение к партнёру по игре.
Предварительная работа: экскурсия с детьми второй младшей группы в медицинский кабинет, рассказ из опыта о посещении врача, чтение сказки К.Чуковского «Айболит», внесение новой игрушки «Чемоданчик доктора», дидактическая игра «Что доктору нужно для работы».
Словарная работа: аптека, градусник, врач, аптекарь, лекарство.
Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты: игрушки зверей: слон, тигр, бегемот, лев, леопард, обезьяна; костюм врача, оборудование для сюжетно-ролевой игры «Больница», «Аптека», костюм аптекаря, костюмы моряка и матросов.
Игровые роли:
Доктор Айболит (воспитатель) — лечит зверей: измеряет температуру, выписывает рецепт, осматривает больных.
Аптекарь – принимает рецепт, выдаёт лекарство, производит приём денег за лекарство.
Капитан – руководит строительством корабля, управляет штурвалом, ремонтирует корабль.
Матросы – строят и ремонтируют корабль, следят за маршрутом по карте, обеспечивают порядок на корабле.
Мотивация. Проблемная ситуация: Приезжает из Африки обезьянка и привозит письмо, в котором животные просят Доктора Айболита приехать и вылечить их.
Ход игры
В группе появляется обезьянка (мягкая игрушка), которая приносит письмо.
Воспитатель читает письмо: «Доктор, приезжайте в Африку, да поскорей! И помогите нашим малышам!»
Воспитатель (В.). Ой, ребята, в письме сказано, что в Африке заболели звери! Скажите, ребята, а болеть хорошо?
Дети. Нет!
В. Да, ребята! Болеть очень плохо. А в письме написано, что в Африке болеют зверята. А как мы можем им помочь? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям отправиться в Африку, чтобы вылечить зверей. Спрашивает на чём можно доехать в Африку. Выслушав ответы детей, приходят к выводу, что нужно построить корабль.
Постройка корабля из деревянного большого конструктора.
В. Вот и готов наш чудесный корабль, но мы не можем отправиться в путь без капитана и его помощников матросов (распределение роли капитана и матросов по инициативе детей).
В. По морям, по волнам, отправляемся в Африку лечить зверей.
Дети, куда мы едем? – (В Африку). Что будем там делать? (Лечить зверей)
Дети приезжают в Африку.
В. Что-то во время нашей поездки наш корабль сильно покачивало.
Я думаю, стоит его починить. Детям выдаются инструменты. Капитан с помощниками остаются чинить корабль, а остальные отправляются дальше.
В. Ребята, а как же мы будем лечить зверей, если у нас нет медицинских инструментов? Нам срочно нужно в аптеку. Но для начала мы выберем аптекаря. (Выбирают ребёнка на роль аптекаря по инициативе детей).
В. Дети, а как называется человек, который работает в аптеке? (Аптекарь.).
Дети покупают в аптеке инструменты, и отправляются дальше искать больных зверей.
Дети подходят к игровой зоне, где развешены плакат «Жаркие страны», расположены пальмы. Под пальмой сидят звери: бегемот, леопард, лев, слон (игрушки).
В. Ребята посмотрите, а вот и наши больные звери. Выбирайте, кто за кем будет ухаживать. А я буду доктором Айболитом (одевает халат врача).
Доктор Айболит (воспитатель). Присаживайтесь, пожалуйста, и ожидайте своей очереди.
Доктор Айболит ведёт приём зверей.
Доктор Айболит. Здравствуйте. Что у вас случилось? (Ответы детей.). Сейчас измеряем ему температуру. Подскажите, чем будем измерять температуру? (Ответы детей). Я вам выписываю рецепт, вы сейчас идете в аптеку, покупаете лекарство и возвращаетесь ко мне.
Дети от Доктора Айболита отправляются в аптеку, покупают нужное им лекарство.
Доктор Айболит лечит всех зверей.
Доктор Айболит. Наши звери здоровы, веселы. Они красивы и милы и даже хотят потанцевать вместе с вами.
Дети исполняют танец «Чунга-чанга» (сл. Ю.Энтин, муз. В. Шаинский).
В. Ребята, наши звери здоровы и нам пора возвращаться назад в детский сад.
Дети садятся в корабль и отправляются обратно.
В. Вот ребята мы и вернулись назад в сад. Скажите, вам понравилось сегодня играть? (Ответы детей).
Игра - это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся превалирующей формой деятельности в детском саду и используется как основа для воспитания. Навыки исполнения сюжетно-ролевых игр, инициируемых ребёнком, формируются в первой младшей группе детского сада. Такие игры формируют у детей коммуникативные игровые навыки, моделируют реальные жизненные ситуации и способствуют успешной социализации.
Зачем нужны сюжетно-ролевые игры в детском саду
Трёхлетние дети любят примерять на себя роли зверей
Общие цели проведения сюжетно-ролевых игр в детском саду могут быть следующими:
- воспитательными:
- социализация ребёнка;
- подготовка его к жизни в обществе;
- развитие умения разрешать конфликты;
- формирование определённых черт характера;
- формирование нравственно-этических ориентиров;
- формирование умения взаимодействовать с другими детьми;
- развитие умения самостоятельно находить выход из ситуации;
- образовательными:
- развитие речи;
- развитие памяти;
- развитие воображения и фантазии;
- расширение словарного запаса ребёнка;
- развитие образного и критического мышления;
- освоение навыка выполнения заданной последовательности действий в соответствии с правилами;
- развлекательно-воспитательными:
- развитие игровых навыков у ребёнка;
- получение ребёнком положительных эмоций;
- развитие способности самостоятельно придумывать игровые сюжеты и правила, проводить игру без участия взрослого.
Чтобы успешно выполнить поставленные цели, воспитателю требуется правильно подготовить детей к игре. Очень важно бережно отнестись к этому этапу и создать особую творческую атмосферу, которая необходима для начала игрового процесса.
Возрастные особенности детей первой младшей группы
Ребёнок первой младшей группы находится на этапе трансформации сюжетной игры из отобразительной в ролевую, которая характеризуется присвоением определённых ролей и отыгрыванием их во взаимодействии с другими участниками игры.
В сюжетно-отобразительных играх дети уже фактически выполняют все ролевые действия по отношению к игрушке, присущие определённому человеку (качают куклу, кормят её и поют ей колыбельную), однако ещё не присваивают роль этого человека (не действуют от лица матери). Ребёнок играет самостоятельно (рядом с другими, но не вместе), контакт возникает при необходимости получить игрушку или какой-либо предмет. Часто есть скрытая роль, а последовательность из движений носит циклический характер, заканчиваясь и начинаясь снова.
Появление сюжетно-ролевой игры связано с переносом внимания ребенка с игрового предмета на того, кто производит игровое действие
В ходе развития игры происходит перенос акцента от вещи, с которой ребёнок играет, на игрока. Скрытая роль постепенно выходит на передний план: после выполнения определённой последовательности движений дети вслух проговаривают название роли.
Ребёнок приходит к осознанию, что, играя, на время становится как бы кем-то другим. Скоро дети уже сначала определяют роль, а потом действуют соответствующим образом. Важной задачей на этом этапе является развитие навыков ребёнка, которые способствуют трансформации отобразительной игры в ролевую.
Для этого используют приёмы:
- обучение действиям с игрушками и предметами;
- объяснение и показ игровых действий;
- демонстрация игровой роли;
- напоминание;
- поправление.
Для развития навыков ребенка, облегчающих его переход к сюжетно-ролевой игре, нужно участие взрослого
Все эти приёмы подразумевают активную роль воспитателя в игре. Сначала нужно осваивать самые элементарные вещи: вместе одевать кукол, катать машинки, постепенно увеличивая количество действий в рамках единой сюжетной линии. Машинки заправляются и чинятся в «мастерской», дети подают инструменты и детали, «заливают бензин», «замечают» партнёра и привыкают к диалогу.
При подготовке к определённой ролевой игре или развитии её сюжета используют приёмы:
- демонстрация наглядного материала;
- тематическая беседа;
- дидактическое упражнение;
- дидактическая игра;
- чтение художественной литературы по теме;
- продуктивная деятельность.
Их комплексно используют в период, когда дети осваивают ролевые игры. Однако отдельные приёмы могут использоваться и в переходный период. Задачи взрослого:
- задать тему игры (рассказ о походе в парикмахерскую или магазин, показ иллюстраций);
- пополнить у детей запас слов, относящихся к этой теме (названия овощей и фруктов для темы «Магазин» или «Повар»);
- научить детей выполнять манипуляции с игровыми предметами в заданной последовательности (раздеть и одеть куклу, накрыть на стол);
- сформировать игровую ситуацию и увлечь ею детей.
Какие виды игр существуют
Народные игры выделены в отдельную группу, так как они могут возникать по инициативе взрослых и детей старшего возраста
Одна из самых распространённых классификаций подразделяет игры на три категории - в зависимости от того, кто является инициатором.
Соответственно, игру может инициировать:
- взрослый;
- ребёнок;
- и ребёнок, и взрослый - она может быть исторически сложившейся этнической традицией (народная игра).
Народные игры стоят особняком, так как их могут предлагать как взрослые, так и дети старшего возраста.
Игры, которые возникают по инициативе взрослого
Игры, которые возникают по инициативе взрослого, имеют определенные образовательные или развлекательно-воспитательные цели
Игры, которые инициирует взрослый, имеют определённые образовательные или развлекательно-воспитательные цели. К первой подгруппе относят:
- дидактическую;
- сюжетно-дидактическую;
- подвижную игру.
Ко второй подгруппе относят следующие досуговые игры:
- игру-забаву;
- игру-развлечение;
- интеллектуальную;
- празднично-карнавальную;
- театрально-постановочную.
Дидактическая игра намеренно внедряется взрослым в игровой процесс ребёнка, чтобы способствовать развитию определённых навыков и умений. Участие в такой игре требует от ребёнка концентрации внимания, внутренней собранности и ответственности, необходимых для решения поставленных задач. Детям приходится соблюдать правила и преодолевать трудности на пути к конечному результату. У них формируется привычка к выполнению заданной последовательности действий, умственному усилию и поиску наиболее рационального пути решения проблемы. Воспитателю нужно ещё стремиться к тому, чтобы дидактические игры вовлекали ребёнка в процесс общения со сверстниками и способствовали развитию коммуникативных навыков.
Помимо новых знаний, дети в процессе игры осваивают практические способы взаимодействия с окружающим миром, у них закладываются нравственно-эстетические ориентиры, навыки контроля собственного поведения, умение работать и играть с другими детьми. Ребёнок учится честности и справедливости, требовательному отношению к себе и терпению по отношению к остальным людям.
Дидактические игры активно используются в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре по заданной теме.
Дидактические игры активно используются в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре по заданной теме
Подвижная игра, представляя собой вид активной и эмоциональной деятельности, используется в том числе для того, чтобы приучать ребёнка к точному соблюдению установленных правил и осознанию связи между своевременно выполненным заданием и успешным достижением результата. Это незаменимый способ реализовать потребность детей получать положительные эмоции от выброса накопившейся энергии в ходе активной физической деятельности.
Подвижную игру можно организовать и в просторном помещении
Такая игра развивает двигательные навыки, выносливость, координацию, способствует повышению общего тонуса организма. Ребёнок вынужден реагировать на одни раздражители и сдерживать свои движения при появлении других, что помогает освоить навык самоконтроля, воспитывает волю и дисциплинированность. Игра даёт детям возможность также получить положительные эмоции в процессе преодоления препятствий на пути к общему результату. Она формирует ответственность и умение сопереживать.
Подвижная игра используется в том числе для того, чтобы приучать ребенка к точному соблюдению установленных правил
От воспитателя требуется учесть возраст детей при выборе игры и проследить за тем, чтобы все участники понимали и соблюдали правила. Младшим детям правила объясняются в течение игры, а содержание правил задаётся тем, какие действия нужно выполнять. Так определяется поведение игроков и форма их взаимодействия. Часто в качестве основы берётся какая-либо народная игра (например, «Гуси-лебеди»), поскольку она заведомо обладает яркими образами, эмоциональной окрашенностью и простотой сюжетной линии.
Подвижные игры могут использоваться на занятии с общей образовательной направленностью для чередования активных видов деятельности с более спокойными. Это позволяет ребёнку отдохнуть от умственного напряжения и сконцентрироваться на поставленной задаче. Они проводятся как в помещении, так и на свежем воздухе - на прогулке или занятии по физкультуре. Воспитатель прямо или косвенно воздействует на ход игры, предупреждая вероятность избыточного возбуждения или утомления участников. Как только дети должным образом освоят правила и запомнят все ключевые моменты, они могут играть без участия воспитателя.
Игры, возникающие без участия взрослого
Отобразительная игра фокусирует внимание ребёнка на осмыслении связи между свойствами конкретного предмета и его функциями
К таким играм относят экспериментальную и сюжетную игру. Сюжетная игра подразделяется на виды:
- сюжетно-отобразительная игра;
- сюжетно-ролевая;
- режиссёрская;
- театрализованная.
Младший дошкольный возраст отвечает за формирование у ребёнка навыков, позволяющих перейти к ролевым играм, которые становятся важным инструментом социализации.
В раннем возрасте ребёнок проходит стадию развития, когда может играть только в ознакомительные игры дидактического характера, инициируемые взрослыми с вовлечением различных предметов и игрушек. Потом ребёнок проходит стадию отобразительной игры, фокусирующейся на осмыслении связи между свойствами конкретного предмета и его функциями. Взрослый произносит название предмета и демонстрирует его функции.
В сюжетно-отобразительной игре ребёнок самостоятельно использует повседневные впечатления и опыт, полученный в ходе взаимодействия с окружающим миром, для имитации действий других людей
И, наконец, на третьей стадии (конец 2 - начало 3 года) возникают отобразительные игры, в которых ребёнок сам использует повседневность как основу для имитации чужого поведения (катает в коляске игрушечного зайца, колет ёжику уколы).
Всё это предшествует появлению ролевой игры, представляющей собой активную форму моделирования и проживания определённых социальных ролей в рамках заданных ситуаций.
Дети воссоздают жизненные ситуации в игровой форме и таким образом приобщаются к непонятному и притягательному для них миру взрослых
Творческий характер такой игры стимулирует воображение и фантазию ребёнка, тренирует память и наблюдательность, активизирует процессы развития образного и критического мышления. Дети воссоздают жизненные ситуации в игровой форме и таким образом приобщаются к непонятному и притягательному для них миру взрослых. Они перевоплощаются в тех, кого изображают, примеряя на себя различное поведение, стили общения и способы взаимодействия. Дают оценку тем или иным персонажам, делают выбор в пользу какой-либо профессии или социальной роли.
В игре реальность сочетается с вымыслом, а действия обычно ведут к благополучному финалу: врачи спасают больных, полицейские ловят преступников, отважные лётчики сажают самолёты. Дети эмоционально проживают игровые сюжеты, их способность сопереживать героям выносит происходящее в мир универсальных категорий, где простые поступки становятся подвигами, а персонажи - примером для подражания.
Такая игра наполняет жизнь малыша богатым содержанием и может оказать влияние на формирование личности ребёнка и его дальнейшую жизнь. Сюжетно-ролевая игра со временем превращается в драматизацию - режиссёрскую игру, где дети проговаривают импровизированные диалоги за себя и собеседника (часто игрушку), или театрализованную игру, когда ребёнок знает текст художественного произведения (роль) и участвует в диалоге от лица одного из персонажей.
Структура и классификация сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать и осваивать бытовые ситуации
Сюжетно-ролевая игра состоит из следующих элементов:
- игрового замысла;
- сюжета;
- игровых действий;
- ролей;
- правил.
Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом и определяют содержание игры.
Под замыслом подразумевается общее направление игровой деятельности, идея игры. Это базовый элемент структуры - стержень, от которого зависит все остальное: сюжет с последовательностью игровых действий (определяющий правила) и ролевое поведение (отражающееся в речевых конструкциях).
Различные игровые замыслы обуславливают условное деление сюжетно-ролевой игры на три основные категории:
- бытовую;
- трудовую;
- общественную.
К бытовой категории относят игры, которые моделируют ситуации из повседневной жизни (игра «Семья», «Магазин»). К трудовой - воспроизведение деятельности человека какой-либо профессии (игра «Строители»). Общественная категория включает игры, связанные с празднованием каких-либо знаменательных событий (дни рождения), традиционными праздниками (Новый год, 8 Марта) или нормами поведения (приём гостей, знакомство, поход в театр). Следует помнить, что игра может одновременно принадлежать к нескольким категориям и затрагивать разные темы.
Роль всегда условна и до некоторой степени схематична, так как ребёнок использует только самые яркие черты характера персонажа
Роль всегда условна и до некоторой степени схематична, так как ребёнок использует только самые яркие черты характера персонажа и ограниченный набор действий, ориентируясь на свои знания о мире. Доктор, например, слушает больного, измеряет температуру и выписывает рецепт.
Правила вытекают из этой последовательности действий и вносят в игру упорядоченность и смысл. Они должны предусматривать возможность развития сюжета и усложнения отношений между персонажами. Кроме того, нужно поощрять желание ребёнка импровизировать, у малыша должна быть достаточная для этого свобода действий.
Проведение сюжетно-ролевых игр в первой младшей группе детского сада
Правильно организованная сюжетно-ролевая игра помогает детям формировать навыки общения
Основные этапы организации
К основным этапам организации игрового процесса относят такие:
- Разработка плана игры (этап выбора игры - обозначение сюжета, ролей, характера взаимодействия персонажей) с учётом интересов детей, их уровня развития и степени освоения ими различных игровых действий. На этом этапе воспитатель должен продумать и описать содержание, задачи и цели, спланировать возможные направления развития сюжета, обозначить правила игры.
- Подготовка оборудования и инструментария (этап оснащения, когда создаётся все игровая атрибутика). Для детей младшего дошкольного возраста нужно подобрать игрушки и замещающие предметы, которые используются во всех базовых игровых сценариях.
- Оборудование предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями и выбранной темой игры. Следует обратить особое внимание на то, что игрушки должны находиться в свободном доступе в поле зрения ребёнка. Для этого игровую среду организуют таким образом, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой игрушки и использовать её в ходе сюжетно-ролевой игры. Это стимулирует игровой процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для импровизации.
Сюжетно-ролевая игра требует учёта многих нюансов
- Начало игры. На этом этапе воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию. Можно провести предварительную беседу, чтобы подготовить детей к предстоящей игре: обговорить тему, ознакомить детей с планом игры, обсудить правила и распределить роли. Для этого сначала используют различные дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений, описывающих воображаемую ситуацию или игровой замысел. При распределении ролей между детьми обязательно должны учитываться желания каждого ребёнка.
- Сохранение игровой ситуации, подразумевающее прямое или косвенное руководство игровой деятельностью с использованием ролевого взаимодействия взрослого с ребёнком, ребёнка с игрушками и, наконец, ребёнка с ребёнком. Воспитатель следит за развитием сюжета и мягко направляет детей с помощью напоминания, указания, совета, положительной оценки и прямого взаимодействия.
- Этап завершения игры, который включает положительную оценку игровых действий детей и анализ их взаимоотношений (возможны элементы аналитической беседы с учётом эмоционального состояния детей и необходимости их переключения на другие, более спокойные виды деятельности).
Картотека игр
При составлении картотеки воспитатель обычно опирается на перечень основных игровых сюжетов, который остается неизменным для всех возрастных групп
При составлении картотеки воспитатель обычно опирается на перечень основных игровых сюжетов, который остаётся неизменным для всех возрастных групп. В этот список входят следующие базовые игры:
- Семья.
- Больница.
- Магазин.
- Детский сад.
- Парикмахерская.
- Повар.
- Шофёры.
- Строители.
Этот перечень может видоизменяться и расширяться. Игра «Повар», например, может со временем трансформироваться в более сложный вариант «Кафе» или «Столовая», а «Парикмахерская» - в «Салон красоты». Могут появляться другие профессии (моряк, лётчик, художник) и места (зоопарк, парк аттракционов, театр).
Главное, чтобы ребёнку были знакомы проигрываемые ситуации и персонажи, так как отсутствие реального жизненного опыта в той или иной области будет приводить к замешательству и непониманию сути игры. Так, если ребёнок никогда не был в парикмахерской или зоопарке, ему будет сложно участвовать в игровом процессе. Помочь в подобных случаях может предварительный рассказ педагога, демонстрация наглядного материала и беседа.
К оформлению картотеки игр нет строгих требований. Карточка - это скорее «шпаргалка» для воспитателя, её предназначение - помочь в организации игрового процесса. Она может выглядеть как иллюстрация к игре, на обратной стороне которой находится подробное описание. Обычно оно включает такие пункты:
- Название.
- Цели и задачи.
- Игровой материал.
- Подготовительная работа.
- Игровые роли, предполагаемые сюжетом.
- Возможные варианты развития сюжета (усложнение, добавление сюжетных линий, подсюжеты).
- Описание последовательности действий.
Работа по подготовке к игре включает тематические беседы, обучающие упражнения, экскурсии и т. п. В этом пункте указывается перечень литературных произведений (стихи, басни, сказки и т. д.) Назначение картотеки - упорядочить опыт педагога и структурировать информацию, чтобы проводить игровые занятия было удобнее.
Если ребёнок никогда не был в парикмахерской, ему будет сложно участвовать в игре без предварительного рассказа воспитателя
Базовые сюжеты игр для первой младшей группы обычно содержат несколько внутренних сюжетных линий. Например, для игры «Семья» это будут сюжеты «Мама кормит ребёнка» или «Мама гладит одежду». Для игры «Больница» - «Мама заболела» или «У куклы температура».
Детям этого возраста не нужно сразу предлагать большое количество сюжетов. Для проведения игры достаточно взять, скажем, «У мамы болит голова» и «Поможем маме приготовить ужин». После этого описывается последовательность действий: например, мама не пошла на работу, у неё высокая температура, ей нужно вызвать врача. Бабушка вызывает врача, он приезжает и выписывает рецепт, по которому нужно купить в аптеке лекарство. Папа идёт в аптеку и приносит лекарство. Мама принимает лекарство и чувствует себя лучше. Ребёнок готовит вместо мамы ужин и кормит её.
От сюжета игры зависит состав ролей и инструментарий. Очень важно использовать предметы-заместители, так как они стимулируют воображение и развивают фантазию детей. Их можно использовать вместе с «настоящими» предметами: зелёный деревянный шарик-яблоко на тарелке из набора кукольной посуды, палочка вместо градусника и игрушечный шприц из аптечки для игры в доктора. Дети с большой охотой играют с воображаемыми предметами: готовят, лечат и угощают, придумывают последовательности действий и изобретают новые инструменты. Поэтому не стоит стремиться к полному подобию предметов, которые используются в сюжетно-ролевых играх, реальным вещам.
Планирование сюжетно-ролевых игр в детском саду
При планировании ролевых игр для детей первой младшей группы следует учитывать, что средняя продолжительность одной части такой игры не должна быть более 10–15 минут. Нужно чередовать спокойные виды деятельности с более активными, постепенно развивая и усложняя сюжет.
Темы игр должны перекликаться друг с другом, соответствуя уровню развития, индивидуальным особенностям и интересам детей, времени года и пр., и постепенно усложняясь по мере того, как ребёнок осваивает новые элементы и способы взаимодействия с окружающей реальностью.
Таблица: пример планирования сюжетно-ролевой игры для младшей группы (фрагмент)
Название | Игровые сюжеты | Приёмы |
Сентябрь | ||
«Семья» | Мама одевает/раздевает и кормит ребёнка. | Используются наглядные материалы (картинки и рисунки), проводятся дидактические игры: «Новый наряд для куклы», «Зайка хочет кушать». |
«Повар» | Повар готовит еду для игрушек. | Используются наглядные материалы (картинки и рисунки), воспитатель проводит беседу «Как повар готовит еду». Дидактические упражнения: «Помешай кашу», «Посоли суп». |
Октябрь | ||
«Семья» | Мама одевает/раздевает, кормит ребёнка и укладывает его спать. | Используются наглядные материалы, дидактические игры и упражнения по запоминанию и перечислению предметов (одежды и посуды): «Накрой на стол», «Одень куклу», «Уложи мишку спать». |
«Магазин» | Мама идёт в магазин вместе с ребёнком: они покупают продукты и общаются с продавцом. | Используются наглядные материалы, рассказ воспитателя «Зачем ходят в магазин», игровое упражнение: «Помоги маме нести покупки», дидактическое упражнение «Расскажи кукле как разговаривают с продавцом». |
Ноябрь | ||
«Повар» | Повар готовит обед в детском саду. | Используются наглядные материалы, проводятся беседы с дидактическими играми и упражнениями по запоминанию названий блюд: «Что у нас на обед», «Первое, второе и третье», «Моё любимое блюдо». |
«Магазин» | В гастрономическом отделе магазина продаются различные продукты. | Использование наглядных материалов, рассказ воспитателя «Мне нужно сходить в магазин», дидактическое упражнение «Какие продукты нужно купить к ужину», игровое упражнение «Наши покупки». |
Пример конспекта сюжетно-ролевой игры: «Больница»
- Вовлекать детей в игровой диалог.
- Развивать у них игровые навыки по принятию на себя роли (врач, пациент, медсестра).
- Формировать чувство ответственности за своё здоровье и умение сопереживать другим.
- Воспитывать вежливость и внимательность по отношению к другим людям.
Оборудование:
- халат врача,
- шапочка,
- бутылочка с «витаминами»,
- кукла,
- игрушечный заяц.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображениями различных медицинских инструментов,
- дидактическая игра «Какая у зайки температура»,
- чтение и декламация воспитателем сказки К. Чуковского «Айболит».
Ход игры
Ребенок лечит куклу в сюжетно-ролевой игре «Больница», выполняя роль врача
Часть I
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Смотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости! Это кукла Маша.
Воспитатель за Машу (грустно): Здравствуйте, дети…
В: Ой, Маша, какой у тебя грустный голос! Что с тобой? Как вы думаете, дети? Может, Машу надо развеселить? Может, она хочет вкусную конфету? Давайте у неё спросим!
Вместе с детьми: Маша, ты хочешь вкусную конфету?
М: Нет, не хочу…
В: Может, Маша хочет чаю? Спросите у неё, дети! (побуждает детей самостоятельно задавать разные вопросы).
(Дети постепенно вовлекаются в игровой диалог).
Дети: Маша, ты хочешь чаю?
М: Нет, я не хочу чаю…
В: Маша, что же с тобой приключилось?
М: У меня болит горло!
В: Ай-ай-ай, дети! Маша заболела! Что же нам делать теперь? Надо Машу полечить. Кто лечит больных, ребята?
Д: Врач! Доктор!
(Обозначаются роли врача и больного и объясняются их функции).
В: Давайте я буду доктором и полечу Машу, чтобы у неё перестало болеть горло. Здесь у нас будет кабинет врача. Посмотрите внимательно: какие из этих инструментов нужны врачу? (Показывает разные инструменты, дети выбирают нужные). А что носит врач?
Д: Белый халат!
В: Правильно! Какие вы молодцы, все правильно выбрали, теперь мы быстро вылечим Машу. (Измеряет кукле температуру, смотрит горло, даёт таблетку).
(Осуществляется демонстрация ролей ребёнку, обучение его последовательности игровых действий).
М: Спасибо, доктор, мне уже лучше!
В: А скажи нам, Маша, почему у тебя заболело горло?
М: Я вчера ходила на улице без шапки и варежек…
В: Ох, Маша, разве так можно? Дети, вы будете делать как Маша?
Д: Нееет!
М (радостно): Я тоже больше так не буду делать, мне не понравилось болеть! Я теперь всегда буду носить шапку и варежки!
В: Какая ты умница, Маша! Вы слышите, дети, у Маши даже голос повеселел! Наверное, она совсем выздоровела! Давайте напоим её горячим чаем с малиной! (играют в «Чаепитие»).
(Происходит смена игровой деятельности).
Часть II
Игра в больницу помогает детям научиться не бояться врачей
В: Ой, дети, я так переживала за Машу, что у меня у самой разболелась голова. Давайте теперь вы меня полечите! Кто будет врачом?
(Происходит передача одной из ролей от взрослого ребёнку и вовлечение его в игровой диалог).
Как вариант - взрослый играет за другую игрушку. Дети по очереди лечат воспитателя или игрушку, выполняют заданную последовательность действий.
В: Ой, как хорошо, доктор! У меня уже совсем не болит голова! Давайте вы полечите ещё кого-нибудь из ребят? Ребята, кто будет больным?
(Происходит передача второй роли детям и осуществляется общий контроль за игровой деятельностью с помощью приёмов подсказывания и поправления).
Не беспокойтесь, доктор всех сегодня примет, садитесь вот здесь, в коридоре на стульчики (расставляет стулья), у нас будет очередь к врачу. Как нужно заходить в кабинет? Правильно, нужно сначала постучать и поздороваться, а потом ответить на вопросы врача.
(Усложняется последовательность игровых действий для одной из ролей).
Дети рассаживаются на стульях, врач их принимает.
В: Теперь у врача обеденный перерыв, ему нужно сходить в столовую и поесть. А мы пока с вами поиграем в гуси-лебеди.
(Происходит смена вида деятельности на более активный).
Часть III
В: Ребята, обеденный перерыв кончился! Врач должен вернуться в больницу. Бедный доктор, сколько у него работы! Так он не успеет всех сегодня вылечить. Давайте я буду медсестрой, буду ему помогать? Буду подавать ему инструменты и приглашать следующего пациента на приём. (Развитие сюжета с введением новой игровой роли, которая демонстрируется воспитателем).
Дети по очереди заходят в кабинет по приглашению «медсестры», «доктор» их осматривает, «медсестра» ему помогает.
Часть IV
В: Ой, ребята, я совсем устала, у меня даже ноги заболели, мне тоже надо на приём к врачу. Кто хочет быть медсестрой и помогать доктору? (Происходит передача новой роли от взрослого ребёнку).
(Берёт игрушку и сажает её на освободившийся стул) Смотрите, ребята, зайка тоже заболел и пришёл полечиться. Но что же мне теперь делать? Больше нет свободных мест, а я так устала! Кто уступит мне место?
Дети уступают место воспитателю.
(Развитие сюжета игры, усложнение правил взаимодействия между участниками).
В: Что надо при этом сказать? Правильно, «садитесь, пожалуйста». Вот спасибо, вы такие вежливые ребята! А вы знаете, кому нужно уступать место? (дети предлагают варианты, воспитатель напоминает и поправляет). Смотрите, доктор уже всех принял, у него закончился рабочий день, он собирается идти домой. Больница закрывается.
Мы с вами такие молодцы сегодня! Отвели Машу в больницу, помогли доктору, научились уступать место девочкам, всех-всех полечили! Давайте я вам всем дам вкусные витаминки, чтобы вы никогда не болели! (раздаёт витамины).
Даже самое оригинальное занятие или игра не освобождает педагога от необходимости проводить анализ и составлять отчёт
Чтобы проанализировать проведённую сюжетно-ролевую игру, воспитателю нужно детально описать игровой процесс: указать, какие возникли трудности, где и по какой причине были заминки, как удалось выйти из положения и над чем планируется работать дальше.
Для этого нужно ответить на следующие вопросы по основным этапам организации игры:
- Какие цели были поставлены?
- Какая велась подготовительная работа?
- Как формировался интерес к игре на начальном этапе?
- Соответствовали ли методы и приёмы организации игрового процесса текущему игровому сюжету, индивидуальным особенностям детей?
- Способствовали ли они развитию игровых навыков, укреплению взаимоотношений?
- Насколько дети были эмоционально вовлечены и погружены в игровой процесс?
- Как завершилась игра, на какой вид деятельности переключились дети?
- Какова оценка воспитателя промежуточных результатов игровой деятельности?
- Прогнозы и рекомендации в отношении дальнейшего развития игрового процесса:
- как влиять на поведение ребёнка, содержание игры и развитие её сюжетной линии с помощью предметно-игровой среды;
- какие трудности и наиболее эффективные приёмы руководства были выявлены в процессе;
- что изменилось в отношении воспитателя к сюжетно-ролевой игре, какие открытия были сделаны, какие ресурсы обнаружены.
Критерии оценки и показатели эффективности
Есть риск возникновения конфликтных ситуаций при распределении ролей, дети могут саботировать правила или спорить из-за игрушек
Для анализа игры нужно оценить:
- степень соответствия игры возрасту ребёнка;
- соответствие игры его индивидуальным склонностям;
- насколько адекватно ребёнок воспринял правила игры;
- глубину эмоционального отклика;
- степень удовлетворённости игровым процессом;
- количественную вовлечённость в игру (сколько детей играло);
- точность следования сюжетной линии.
Есть определённый риск прийти к однообразию сюжетно-ролевых игр, к шаблонности сюжетов. К тому, что будут возникать конфликтные ситуации при распределении игровых ролей, что дети будут саботировать правила или спорить из-за игрушек.
Весьма полезны методические семинары, где педагоги могут сами поиграть
Кроме того, в играх могут делаться акценты не на положительных качествах персонажей, а на отрицательных. Ребёнок может отображать какие-то негативные стороны в жизни взрослых или занимать пассивную позицию в игровом процессе. Чтобы этого избежать, следует учитывать нравственно-эстетические моменты, воспитывать чувство прекрасного, художественный вкус, товарищеское отношение к окружающим, позитивный взгляд на мир и желание активно участвовать в игре.
Организация игрового процесса характеризуется следующими показателями эффективности:
- Ребёнок участвует в игре с момента возникновения замысла, проявляет инициативу в обсуждении, его точка зрения учитывается на этапе формулирования игровой цели и задачи, поэтому становится возможной импровизация, не нарушающая цельности сюжета.
- Присутствует вариативность сюжета, которая сочетается с устойчивостью и развёрнутостью, правильным балансом предметно-бытовых действий и взаимоотношений персонажей.
- У ребёнка есть навык участия в коллективном построении сюжетной линии, навык обозначения и распознавания игровых ролей через определённую терминологию, ролевые действия, речь, мимику (ведение длительного ролевого диалога).
- У него есть опыт дисциплинированного следования правилам игры: он справляется с ролью, осознаёт необходимость тех или иных игровых действий, их логику и последовательность, приводящие к конечному результату, может эффективно взаимодействовать с другими участниками игрового процесса.
Протокол отчёта (на примере игры «Больница»)
Вовлечь малышей в игровой процесс помогут игрушки и сказочные герои
Ключевые элементы отчёта:
- Тема игры: «Больница»
- Тип игры: сюжетно-ролевая.
- Группа: первая младшая.
- Время:первая половина дня.
- Форма проведения: групповая.
- Цели:
- вовлекать детей в игровой диалог;
- развивать у них игровые навыки по принятию на себя роли (врач, пациент, медсестра);
- формировать чувство ответственности за своё здоровье и умение сопереживать другим;
- воспитывать вежливость и внимательность по отношению к другим людям.
- Игровое оборудование:
- халат врача,
- шапочка,
- детская аптечка с инструментами для игры,
- бутылочка с «витаминами»,
- кукла,
- игрушечный заяц.
- Форма представления игровой ситуации: знакомство с куклой, которая заболела (момент неожиданности с элементами импровизации).
- Приёмы обучения игровым умениям: демонстрация ролевого поведения и выполнение последовательности действий с последующей передачей ролей, подсказка и поправление, вовлечение ребёнка в игровой диалог, задавание вопросов, прямое и косвенное направление игрового процесса (Кукла заболела, её надо полечить! Спросите, кукла хочет чаю? Давайте вы теперь полечите меня. Кто хочет быть доктором?)
- Приёмы оценки деятельности детей: похвала и поощрение к дальнейшим действиям (вы такие воспитанные ребята! Какие молодцы, все правильно выбрали! Сколько мы с вами сделали сегодня: отвели Машу в больницу, помогли доктору, всех вылечили!)
- Организованное окончание игры: все больные вылечены, у врача закончился рабочий день, больница закрывается, воспитатель благодарит детей и хвалит их за успехи, перечисляя достижения.
Анализ игры (на примере игры «Больница»)
Дети часто относятся к играм со всей серьёзностью, целиком погружаясь в роль
- На стадии подготовки читалась художественная литература, проводились образовательные игры, использовались наглядные материалы и рассказы воспитателя.
- Учитывались предпочтения детей, их возраст, предполагались различные игровые варианты с усложнением. Были подобраны материалы и организована предметно-развивающая среда, способствующая правильной мотивации. Заключительный этап предполагал ввод игрушек-заместителей.
- Были выполнены все поставленные цели, проведены запланированные действия по вовлечению детей в игровой диалог, ознакомлению их с игровыми ролями, демонстрации этих ролей и передаче их детям. Всё что планировалось, было проведено в полном объёме, с достижением устойчивого результата.
- Дети активно участвовали в игровом процессе, проявляли интерес к происходящему, эмоционально откликались на вопросы и сами просились выполнить ту или иную роль. После окончания игры долго обсуждали сюжет игры и делились впечатлениями. Звучали вопросы «будет ли завтра работать больница» и «а что делать, если у меня дома заболеет кукла».
- Помощь воспитателя на заключительном этапе игры заключалась только в осуществлении общего контроля с помощью приёмов подсказывания и поправления.
- Прогноз хороший, игра динамична и полезна, развивает коммуникативные навыки, правильную речь, воспитывает вежливость и внимательное отношение к здоровью. Дети учатся сопереживанию и отзывчивости.
Отзыв (на примере игры «Больница»)
Воспитатель грамотно провёл занятие с учётом возрастных особенностей детей (правильно организованная игровая среда, сложность игры, доступность правил детям, естественное следование сюжету и свободное взаимодействие детей друг с другом). Была обеспечена своевременная смена видов деятельности. Все диалоги воспитателя были хорошо структурированы, речь была простой и понятной детям, эмоционально окрашенной и вызывающей у детей правильный отклик. Существовала возможность для проявления детьми инициативы и импровизации в ходе игры.
Использовались оригинальные сюжетные ходы и задавались различные перспективные направления сюжета, которые могут служить для развития игры в дальнейшем. Педагог справился с поставленными задачами, создал атмосферу творческого поиска и дружеского взаимодействия, зарекомендовал себя как специалиста с незаурядным педагогическим чутьём и креативным подходом к процессу организации занятия в форме сюжетно-ролевой игры.
Умение организовать игровую деятельность ребёнка в детском саду так, чтобы она была одновременно интересной, познавательной и воспитывала лучшее в детях - это большое искусство, которое требует от воспитателя хорошо разбираться в современной педагогике и эффективно применять теоретические знания на практике. С помощью взрослого ребёнок младшего дошкольного возраста способен успешно освоить сюжетно-ролевую игру и далее может самостоятельно играть со сверстниками, активно используя известные ему сюжеты и придумывая новые. Это обогащает его внутренний мир, формирует нравственно-этические ориентиры и стимулирует развитие, способствуя дальнейшей социализации.
Конспект сюжетно-ролевой игры
«Игрушки заболели»
во 2 младшей группе
1. Задачи руководства:
1).-Расширять знания детей о работе врача;
Продолжать знакомить с названиями медицинских инструментов (шприц,бинт, термометр,фонендоскоп).
Развивать речь, образное мышление, активизировать словарь детей;
Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи;
Формировать сознательное отношение к собственному здоровью;
2). Формировать умение детей принимать на себя роль доктора, выполнять соответствующие игровые действия, создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.
Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками в непродолжительной совместной игре (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре)
3) . Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; формировать внимательное отношение к заболевшему.
2.Подготовка к игре:
Приобретение новой «Аптечки».Изготовление атрибутов: рецептов, градусников, таблеток, горчичников.
Подготовка халатов медсестры и врача.
Рассматривание сюжетных картинок «Больница» , «Аптека».
Экскурсия в медицинский кабинет.
Беседа о больнице.
Д/и « Кому что нужно? »
Чтение сказки К.Чуковского «Айболит»
Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»
Прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Обучение игровому взаимодействию.
Обучение сговору на игру.
Обучение игровым действиям.
3. Перспективный план подготовки к игре « Больница для игрушек»
ВрачМедсестра
Мамы
Папы
Халаты, шапочки, градусник,бинты , фонендоскоп, лекарства, шприцы. шпателя, рецепты.
Врач осматривает больного,
выясняет причину, назначает лечение.
Медсестра регистрирует больного , выписывает рецепт.
Пациенты ждут приема врача, рассказывают что болит.
«Здравствуйте , проходите пожалуйста» ,
«На что жалуетесь?»,
«Где у вас болит?»,
«Как вы себя чувствуете?»,
« Давайте измерим температуру.»
Сопутствующие сюжеты
Аптека
Фармацевт
Касса , деньги , пустые коробочки из под лекарств , горчичники.
Продает лекарства по рецепту.
«Добрый день»
«Покажите , пожалуйста ваш рецепт»
«А еще я советую вам такое лекарство»
4. Ход игры.
1. Приемы создания интереса к игре .Воспитатель обращает внимание детей на игрушки в игровом уголке. «Игрушки почему-то плачут что же у них произошло?»(Ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение:
Наши куклы заболели
Утром даже не поели.
Еле глазки открывают ,
Не смеются , не играют
Целый день они молчат
Даже мама не кричат.
Воспитатель сообщает детям , что игрушки заболели и задает вопросы.Ребята а как вы думаете почему наши игрушки заболели?Как же помочь нашим игрушкам? Скажите, а к кому вы за помощью обращаетесь, когда болеете? Вот и наши игрушки нужно отвести в поликлинику к врачу.
Открыта больница для всех людей и зверей идите лечиться в нее поскорей!
2) Сговор на игру. Предлагает детям поиграть в «Больницу». (Педагог распределяет роли). «Врачом сегодня буду я. Чтобы быстрее лечить всех больных, помогать врачу принимать больных, нужна медицинская сестра. Кто хочет быть медицинской сестрой?» Воспитатель объясняет детям кто такой фармацевт и спрашивает кто хочет им быть?
Остальные ребята - пациенты или по желанию могут выбрать себе "детей", которые заболели (куклы, игрушки-зверюшки). А потом поменяемся ролями. Воспитатель выбирает на себя главную роль врача и обещает помогать,вместе с детьми выбрают нужные атрибуты и начинают игру. В соответствии с выбранной ролью воспитатель, вместе с детьми вспоминает кто и как работает в больнице: врач - принимает пациента, выслушивает, осматривает, назначает лечение; медицинская сестра - выполняет назначения врача, делает уколы, обрабатывает раны, моет инструменты , фармацевт продает лекарства.
3) Приемы обучения игровым действиям. Воспитатель в роли врача выходит к «посетителям», напоминает, чтобы те заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться, рассказать, что болит у вашей дочки? Врач ведет прием. Осматривает каждого больного. Делает перевязки, уколы. Медсестра ему помогает. Врач также рассказывает о том, как важно правильно питаться и о пользе витаминов.
Витамины нам полезны,
Это точно знаю.
Только их не из таблеток
Я употребляю.
Получаю их из пищи
Вкусной и полезной.
Где же прячутся они?
Очень интересно.
Объясняет мама мне
Они прячутся везде.
Ты из фруктов, овощей,
Получай их поскорей.
(В роли врача воспитатель развивает сюжет игры в соответствии с принятой ролью)
С целью обогащения сюжета воспитатель предлагает ребятам,пройти в аптеку за лекарствами.Которые можно купить только по рецепту врача.
Медсестра выписывает рецепт лекарства , который нужно купить в аптеке. Пациенты встают в очередь и по рецепту покупают лекарства.
5.Окончание игры:
Воспитатель объявляет перерыв на обед , после чего дети меняются ролями. Воспитатель просит детей снять халаты и расставить медицинское оборудование по местам.
6.Оценка игры:
Воспитатель благодарит детей за интересную игру, спрашивает их, понравилось ли им играть? Отдельно отмечает и хвалит детей, которые сложно идут на контакт.
В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать. Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.
Сюжетно-ролевая игра «Больничка» для дошкольниковДля того чтобы игра в детском саду стала интересной ее нужно организовать воспитатель должен придумать сюжет и вовлечь детей в игру. Я хочу показать одну из игр которая очень нравится моим детям.
В дошкольном возрасте сюжетно — ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребёнка, имеет решающее значение для физического нравственного и трудового воспитания, для познания окружающего мира.
Как известно, в игре нет прямой зависимости ребёнка от взрослого и он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых, и этот процесс начинается очень рано.
Первоначально сама принимаю активное участие в играх подсказываю детям, как построить сюжет, распределить роли, подобрать игрушку, подводя их к самостоятельной организации игры.
Остановлюсь на формировании сюжета наиболее любимой ребятами игры в «больницу» .Первое, что я сделала, это познакомила их с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате, рассмотрели иллюстрации о том, как Айболит лечит зверюшек. Все дети проявили большой интерес к содержанию книги, увлеклись красочными иллюстрациями. Сценарий игры: «Больница»
Задачи:
Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.
Предварительная работа: экскурсия в кабинет медсестры, чтение худ. литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.
Атрибуты: игрушки: кукла, мишка, зайка, кошка; шапочки, халаты детские; комплект игры «Доктор»: градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.
Игровое задание: вылечить больных игрушек. Ход игры:Воспитатель загадывает загадку:
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Воспитатель: Правильно, ребята, это доктор, а теперь посмотрим, что у вас в коробке?
Дети достают из коробки медицинские принадлежности, рассматривают и называют их.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то у нас в группе плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?
Кукла сообщает, что она заболела.
Наша кукла заболела.
Утром даже не поела.
Еле глазки открывает,
Не смеётся, не играет.
Целый день она молчит,
Даже «мама» не кричит.
Воспитатель: Давайте спросим Машу, что у нее болит, где у нее болит?
Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит.
Воспитатель: Что болит у Маши?
Дети: Голова.
Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!
Воспитатель: Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?
Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я — доктор. Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.
Воспитатель: Как будем лечить Машу?
Дети начинают предлагать: измерить температуру, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех.
Воспитатель: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне.
— Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит голова, горлышко?
Воспитатель: Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а». Ещё нужно температуру измерить — поставим ей градусник. У нашей куклы — ангина. Дадим ей таблетки и обрызгаем горлышко.
Ожила вдруг кукла снова,
Вот теперь она здорова!
Может глазками моргать.
Наклоняясь, маму звать.
Воспитатель: Маша, чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.
Физ. минутка
Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,
повторяя за воспитателем слова.)
Воспитатель: А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Саша, давай ты, теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Марьяна будет медсестрой, она будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки.
Воспитатель: Вова, заболел зайка и тоже в больницу пришёл.
Зайка ушко простудил —
Форточку закрыть забыл.
Нужно доктора позвать
И лекарства зайке дать.
Воспитатель: Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей).
Воспитатель: Максим, мишка тоже заболел.
Плачет мишка-медвежонок
Уколол его ежонок
Прямо в носик черный
Лесовик проворный
Воспитатель: Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей)
Воспитатель: Егор, кошка Мурка тоже заболела.
Несчастная кошка поранила лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Нам нужно к врачу поскорей поспешить
Воспитатель: Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей)
Воспитатель раздаёт детям игрушки, просит пожалеть свои игрушки, успокоить их и предлагает встать в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.
Игра продолжается.
Заключение
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора). Правильно!
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье —
Он больше всех бывает рад.
Ребята очень активно и дружно принимали участие в игре. Лечили животных, кукол и друг друга им было очень интересно.