Тема «Психологические основы самозащиты»
Игра «Кто он, какой он»
Цель: научить замечать опасность, то есть предвидеть ее; понимать внешность встречного человека, его жесты и мимику.
Оборудование : нет.
Условия : учитель просит помочь ему изобразить то, о чем он скажет на ушко. Ведущий изображает, а класс отгадывает, что сказал учитель. По просьбе учителя ведущий изображает: злого человека, веселого, скромного, печального и т.д. По окончании игры педагог делает заключение, что внешность может помочь нам определить, с каким человеком мы встретились, и почувствовать опасность заранее, пока она еще не наступила. А уметь предвидеть опасность — это значит наполовину себя защитить.
Тема «Ситуации криминогенного характера»
Игра «Прими решение»
Цель : познакомить с характерными ситуациями криминогенного характера, которые могут возникнуть в доме, в подъезде, во дворе, на улице.
Оборудование: карточки-ситуации.
Условия: Весь класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает свою карточку-задание, которое она должна разыграть как маленький спектакль, предложив свои варианты действий в данной ситуации. Работа в группах длится 5 минут. Затем каждая группа по очереди показывает свой спектакль. Класс обсуждает и предлагает варианты выхода из данной ситуации. В конце обсуждения группа называет свое решение по данной проблеме.
Варианты ситуаций
- «К вам подошли подростки и попросили денег».
- «Неизвестный мужчина предложил вам прокатиться на джипе».
- «Вас попросили зайти в подъезд и показать квартиру Смирновых».
- «Вы возвращались из магазина, и вас окружила толпа подростков».
- «Незнакомые дети предложили вам сходить в подвал дома, чтобы посмотреть котят».
Стихи к теме
Кто твой друг и кто твой враг
Забывать нельзя никак,
Кто твой друг, а кто твой враг!
Дома ты один остался.
Вдруг в двери звонок раздался.
Незнакомцам ты не верь -
Отворять не надо дверь!
Это вовсе не пустяк:
Может быть, за дверью враг?
Мама Глеба на работе.
Вдруг к нему приходит тетя:
«На конфетку, дорогой,
В зоопарк пойдем с тобой!»
Мальчик с тетей не пошел.
Это очень хорошо:
У чужих людей не надо
Брать конфет и шоколада!
Во дворе гулял Антон,
Чемодан увидел он.
Но сказала Катя строго:
«Чемодан, Антон, не трогай,
Открывать его опасно!
Это даже кошке ясно:
Можешь ты, его открыв,
Вызвать очень страшной силы взрыв!»
Ну а кто тогда твой друг?
Оглянись, дружок, вокруг!
Кто на свете лучший самый?
Ну, конечно, это - мама!
Кто дает тебе совет?
Это - папа, это - дед!
Бабушкино угощенье -
И оладьи и печенье -
И вкусно, и безопасно -
Это всем, конечно, ясно!
В зоопарк, в кино, в поход
Нас учитель поведет.
Забывать никак нельзя,
Кто - враги, а кто - друзья!
Е. Тамбовцева-Широкова
Находчивый Дима
Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон
Вдруг проснулся телефон,
Трубку снять скорей просил.
«Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома - позови!
Свое имя назови!»
«Папы с мамой дома нет»! -
Дима произнес в ответ. -
А зовут меня Димон!»
Засмеялся телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошел, потом второй...
В дверь звонок: «Димон, открой»!
Прибегает Дима к двери:
«Кто там»? - «Папа!» -
«Нет, не верю:
Папа мой в командировке.
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили.
Обмануть меня решили?
Но не все смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
«Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик -
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка - Буратино!
Может, рядом есть Мальвина?
Так держись - достану вас:
Я - ужасный Карабас»!
Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
«Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифры 01,
А еще 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри -
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если схватит вдруг удар,
Ждет со «Скорой» санитар!
А захочешь смыться, -
Ждет тебя милиция!»
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!
Е. Тамбовцева-Широкова
Пословицы
Не всякому слуху верь, запирай крепче дверь.
Хороший замок - надежный друг.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам,
Не каждый больной, кто стонет.
Изба крепка запором, а двор забором.
Кто много болтает, тот беду на себя накликает.
Не в свои сани не садись.
Дурная голова ногам покою не дает.
Не все то золото, что блестит.
Страх - плохой советчик.
Нет обороны - заклюют вороны.
Чужим умом долго не проживешь.
Не ищи пути с непутевым.
Не прикидывайся овцой - волк съест.
Друзья познаются в беде.
В миру живи по уму.
Друг научит, а недруг проучит.
Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует.
Преодолев себя сам, преодолеешь первого врага.
Домашнее задание по теме
Нарисуй комиксы ситуаций и выхода из них.
Напиши мини-сочинение на тему «Береги себя».
Подготовь сообщения из газет нашего города о происшествиях с ребятами.
Тема «Опасные ситуации на улице»
Игра «Крестики-нолики»
Цель : проверить знания по теме «Опасные ситуации на улице ».
Оборудование: 10 цифр по порядку, записанных в тетради и на доске.
Условия: Учитель читает истинные и ложные высказывания. Дети должны напротив цифры-вопроса поставить « + », если они согласны с высказыванием учителя, если не согласны - «0». Сами предложения писать не надо, только цифру и « 0 » или « + ».
1. Если ты потеряешь ключи, то попадешь в квартиру через форточку.
2. Всегда надо иметь запасные ключи.
3. При ходьбе, во время гололеда надо ступать на всю стопу.
4. Увеличить сцепление ботинок со льдом нельзя.
5. Во время гололеда надо выйти из дома пораньше.
6. Находясь в толпе, надо избегать ее центра и края.
7. Если упали и подняться невозможно, надо зацепиться за кого-нибудь руками.
8. Нельзя подходить к чужим собакам.
9. Если вами заинтересовалась чужая собака, возьмите палку и отгоните ее.
10. Если собака присела, она вас боится.
Проверка
Тема «Итоговый контроль»
Игра «Парад знаний»
Цель: в игровой форме проверить, как дети усвоили тему; повторить изученный материал.
Оборудование: «Парадное поле» из 9 клеточек для каждой группы из 6 человек (размер поля 15x15 см), чистый листок для записи вопросов и путевой листок.
Условие: Эту игру можно использовать для закрепления любой темы программы. Класс разбивается на группы по б человек. Каждая группа получает свое «Парадное поле». На листке для вопросов дети придумывают и записывают 9 вопросов или творческих заданий по изученной теме. Ответы на них они должны знать наверняка.
Каждый вопрос записывается на специальном листе-воп- роснике. На работу отводится примерно 10 минут. Затем группа выбирает ведущего, то есть человека, который останется на месте и будет принимать гостей - ребят из других групп, задавать им вопросы, оценивать их ответы. Все остальные участники отправляются в путешествие по часовой стрелке, в гости к другим группам. На каждую остановку - по 5 минут. Все ответы оцениваются: 1 балл - слабо ответили, 2 - ответ правильный, но неполный, 3 - правильный ответ. Все баллы фиксируются в «Путевом листе», где указывается также имя ведущего, который принимал детей. Побывав у всех ведущих по очереди, группа возвращается к своему ведущему. Он подсчитывает заработанные группой баллы. По итогам можно распределить места, а можно выставить оценки. В этой игре вопрос может встречаться во время путешествия не один раз, а следовательно, даже если дети и не запомнили сразу какой-то материал, то через многократное повторение знание будет усвоено. Можно усложнить условия игры, разрешив группам зашифровать в некоторых вопросах буквы, из которых можно сложить ключевое слово по теме. Поскольку группы, приходя на станцию, выбирают номер вопроса по желанию, то слово они могут и не разгадать, но у них хотя бы появится желание выполнить как можно больше заданий на каждой станции. За разгадывание ключевых слов можно удвоить баллы, заработанные на данной станции.
Учитель следит за ходом игры, контролирует время пребывания на станциях, разрешает спорные вопросы, подает сигнал к переходу, подводит итоги.
Тема «Телевизор и компьютер — ваши враги или друзья?»
Игра-диспут
Цель : в игровой форме дать знания о правильном пользовании телевизором и компьютером.
Оборудование: карточки-задания.
Условие: На предыдущем уроке учитель разделил класс на две группы и попросил каждую группу выполнить к следующему уроку свое задание. Для предстоящей дискуссии необходимо повторить правила культурного спора.
Карточка-задание №1
Найдите или придумайте загадку о телевизоре.
В газетах, журналах и энциклопедиях найдите материал о том, как появились у людей телевизоры.
Докажите фактами, что телевизор и компьютер - наши друзья.
Карточка-задание №2
Найдите или придумайте загадку о компьютере.
В газетах, журналах и энциклопедиях найдите материал о первых компьютерах, истории их появления.
Докажите фактами, что телевизор и компьютер - наши враги.
На уроке учитель выстраивает диалог, корректирует высказывания детей. На последнем этапе урока предлагает детям составить памятку правильного обращения с телевизором и компьютером. Оценивает работу групп.
Домашнее задание по теме:
Составь комплекс упражнений для глаз.
Подготовь сообщение о правильном использовании телевизора и компьютера.
Тема «Смена климатогеографических условий»
Игра «Мозаика»
Цель: закрепить и систематизировать знания по теме. Оборудование: разрезанная на логические части таблица.
Условие : дети должны собрать таблицу и озвучить.
Принципы адаптации к новым климатогеографическим условиям
Как адаптироваться к местному времени |
Как адаптироваться к смене климата |
Как адаптироваться в горах |
Питание в период адаптации |
Постепенно входите в новый режим времени Постарайтесь выспаться |
особенности того климата, куда собираетесь ехать Проконсультируйтесь у врача о возможности адаптации к новому климату |
Возьмите теплые вещи Возьмите просторную, |
Пробуйте новую для вас пищу понемногу Не ешьте сразу несколько непривычных для вашего организма блюд |
Уменьшите физическую нагрузку Организуйте полноценный |
Подберите одежду в соответствии с климатом местности |
Возьмите солнцезащитные крем и очки Пейте больше жидкости |
Осторожно относитесь к экзотическим блюдам |
Тема «Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в природных условиях»
Игра «Мозаика»
Условия: смотри выше.
Содержимое аптечки
Игра «Соедини стрелки»
Условие : Дети соединяют стрелками название лекарства с его назначением.
Лекарства
Тема «Значение белков, жиров и углеводов в питании человека»
Игра «Темная лошадка»
Цель : проверить знания детей о белках, жирах и углеводах.
Оборудование: нет.
Условия : Учитель читает характеристику, а дети должны угадать, что это: белок, углевод или жиры.
Примерные характеристики
«Они являются основой всего живого на Земле. Выполняют огромное число функций: поддерживают обмен веществ, служат строительным материалом, осуществляют сокращение мышц и т.д. Входят в состав клеток. Их
Личность формируется у человека с самого раннего возраста. Очень важно донести до детей главные правила безопасного поведения в любых возможных ситуациях. В ДОУ выделяется достаточно много времени ознакомлению с ОБЖ. Различные игры на эту тему являются неотъемлемой частью занятий.
Значение игр по основам безопасности в ДОУ
Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Маленькие же дети наиболее уязвимы в подобных моментах. Задача взрослых - максимально подробно и доступно рассказать малышам о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить, если всё же они наступили. Дома от родителей ребёнок получает первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях. Работники детского сада должны расширять эти знания и прививать навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях. К дошкольникам нужен особый подход. Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию. Основная деятельность детей - игровая. Информацию, преподнесённую в игре, легче донести до ребёнка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению или облегчению небезопасных явлений в жизни.
Опасность может подстерегать ребёнка где угодно
Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая.
Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:
- природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т.п.);
- неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);
- угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);
- пожарная опасность;
- опасности на улице (дорожное движение);
- угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).
Виды игр и картотека тем для различных групп
Игры, с помощью которых дети будут усваивать основы безопасного поведения, могут быть разных видов:
- Дидактические, к которым относятся:
- игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном контакте детей с предметами, развивают сенсорное восприятие;
- настольно-печатные игры, которые разворачиваются на определённом игровом поле (лото, домино и др.);
- словесные - предполагают речевые действия детей, это могут быть игры по заканчиванию фраз, отгадыванию загадок и т.д.
- Подвижные - игры, в которых нужно проявлять двигательную активность, одновременно тренируя свои физические навыки.
- Театрализованные, предполагающие театральную постановку на определённую тему.
- Игры-тренинги, позволяющие мысленно присутствовать в разбираемой ситуации.
- Сюжетно-ролевые (дети принимают на себя роли и участвуют и решают поставленную задачу) и др.
При подготовке к проведению игр нужно учитывать возрастной фактор. Детям раннего дошкольного возраста подойдут ознакомительные игры, способные вызвать интерес к дальнейшему изучению основ безопасности (дидактические игры с предметами или игрушками). В старших группах воспитанники способны самостоятельно делать выводы, понимать взаимосвязь событий, поэтому им рекомендованы игры с усложнёнными правилами (настольные игры).
Дети по своей натуре очень любят играть, через игру они знакомятся с окружающим миром и примеряют на себя различные роли
Таблица: возможные игры по ОБЖ в детском саду
С какого возраста рекомендуется проводить | Название игры | Задачи | Содержание | |||
---|---|---|---|---|---|---|
С первой младшей группы | Дидактическая игра «Опасно - огнеопасно» | Учить различать предметы, которые огнеопасны | Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков - выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.) | |||
«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей) | Закреплять названия видов транспорта и его составных частей | Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» | Формировать элементарные представления о действиях на проезжей части | Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей | ||||
Подвижная игра «Тушим пожар» | Формировать элементарные знания о пожарной безопасности | По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушить в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле. | ||||
Со второй младшей группы | Дидактическая игра «Расскажи, что не так» | Приучать к правилам ПДД | Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.) | |||
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Учить безопасности в общественном транспорте | Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.) | ||||
Подвижная игра «Костёр» | Уточнять порядок действий при пожаре | Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра | ||||
Подвижная игра «Переход» | Развивать знания о правилах ПДД | На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо | ||||
Игра-тренинг «Я потерялся…» | Формировать правила поведения, если потерялся на улице | В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя | ||||
Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку» | Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему | Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять | ||||
Со средней группы | ||||||
«Съедобный грибок положи в кузовок» |
| Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название | ||||
Сюжетно-ролевая «Мы - пожарные» |
| Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу) | ||||
Дидактическая игра «В мире опасных вещей» | Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов | Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный - топать ногами | ||||
Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками» | Расширять представления о правильном обращении с домашними животными | Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить) | ||||
Со старшей группы | ||||||
Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак» | Закреплять знания о видах дорожных знаков | За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» |
| Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь | ||||
Игра-лото «Растения в помощь здоровью» | Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье | У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор | ||||
«Телефон» | Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях | На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать | ||||
Игра-тренинг «Незнакомец» | Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком | Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации | ||||
Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды» |
| В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге | ||||
С подготовительной группы | Настольная игра «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знания о сохранении здоровья | Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья» | |||
Подвижная игра-эстафета «Территория риска» | Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними | Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок - «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.) | ||||
Словесная игра «Служба спасения» |
| Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона | ||||
Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» | Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности | Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД |
Возрастные границы игр, обозначенные в таблице, весьма условны. Использовать ту или иную игру следует, опираясь на особенности развития детей, успешное усвоение материала, их интересы. Например, игра «Нарисуй дорожный знак» которая рекомендована к проведению со старшего дошкольного возраста, может быть использована и в младшей группе. Но потребуется более тщательная подготовка к занятию, а также постоянная помощь воспитателя в корректировке рисунков. Критерии выбора во многом зависят от чутья преподавателя, ведь кто кроме него лучше определит, что сейчас будет нужнее и понятнее ребятам, какой вид игры их заинтересует больше всего.
Структура и временной план игр
Каждая игра имеет несколько этапов:
- Ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил. Это может быть показ картинок или предметов, краткая беседа, в которой выявляется готовность детей к игре (1–2 минуты).
- Игровые действия с обязательным перерывом на физ. минутку.
- Подведение итогов (1–2 минуты).
Следует отметить, что время проведение самой игры отличается в зависимости от возраста детей. Время игры в младших группах не должно превышать 10–15 минут, в таком возрасте ещё тяжело концентрировать внимание на одном виде деятельности продолжительное время. В старших группах игра в среднем занимает 20–25 минут. Это условные временные рамки. Нужно помнить, что всё зависит от особенностей игры, интереса, который дети проявили к ней, степени их усталости. Перерыв на двигательную разминку обычно занимает 2–3 минуты.
Фотогалерея: материалы для вводного этапа игры
Рисунок, демонстрирующий проблемную ситуацию общения с незнакомыми людьми может демонстрироваться в предварительной к игре беседе
На игрушечной пожарной машине легко показать её детали, это будет удачно использоваться на вводном этапе дидактической игры по сбору рисунка машины из разных частей Игрушечные приборы помогут наглядно продемонстрировать их безопасное использование Демонстрационная картинка расскажет о том, как нужно правильно использовать утюг Картинка, изображающая опасность при обращении с плитой, поможет детям лучше представить ситуацию Рисунок игры со спичками поможет помочь, чо может случиться, если их использовать неосторожно Рисунок продемонстрирует ребятам, что с таблетками нельзя играть Рисунок наглядно продемонстрирует ребятам, что играть с острыми предметами опасно Наглядный материал поможет лучше понять детям, что может случиться в случае небезопасной игры Увидев изображённую опасную ситуацию, дети лучше усвоят, как поступать, например, в предстоящей игре, а также и в реальности Можно разобрать по рисунку ситуацию и отменить все опасности Наглядный материал поможет вспомнить уже то, что разбиралось и раньше С помощью игрушек-животных можно легко рассказать об особенностях каждого из них, тем самым подготовив ребёнка к игре про животных
Игры по ОБЖ в первой младшей группе
Самые маленькие дошкольники знакомы с наиболее часто встречаемыми предметами. В ДОУ нужно продолжать развитие представлений о ближайшем предметном, социальном и природном окружении, а также давать элементарные представления о безопасном использовании предметов и правилах поведения. Необходимо при помощи игр сформировать интерес к проблемам собственной безопасности, познакомить с первоначальными знаниями об опасных ситуациях, решая образовательные задачи:
- дать начальные знания о мире природы и возможных угрозах в нём (может укусить животное, бывают ядовитые растения);
- осваивать представления о различном транспорте: автомобилях, общественном, водном, воздушном, их составляющих частях, дать понятие красного и зелёного сигналах светофора;
- изучать предметы и их свойства;
- учить воспринимать слова «можно», «нельзя», «опасно»;
- давать начальные знания о правильном питании, образе жизни, приучать к правилам гигиены;
- знакомить с помещением группы, как вести себя в группе, в раздевалке, как вести себя на улице (брать папу или маму за руку).
В раннем возрасте у детей очень развито сенсорное восприятие мира, им важно изучать предмет тактильно. Для этого как нельзя лучше подойдут дидактические игры с использованием различных предметов, игрушек. В раннем возрасте часто знакомятся с окружающим миром с помощью игр в куклы.
У ребёнка 2–3 лет запоминание материала основано на эмоциональном к нему отношении. Поэтому в процессе игры дети легко запомнят всё, что вызывает у них интерес, они должны быть участниками происходящего. В этом помогут игры, где ребёнок сможет перевоплотиться в определённые роли. Малыши с радостью и интересом возьмут на себя роли докторов, и шофёров, и пожарных, тем самым усваивая элементарные представления об этих профессиях. Сюжетно-ролевые игры на тему «Семья» подчеркнут значение родителей в жизни ребёнка и помогут понять свою роль в семье.
Разыгрывая различные ситуации дорожного движения, дети одновременно усваивают важный материал
При проведении игры «Красный - зелёный», дети вместе с запоминанием цветом приучаются к навыкам перехода через дорогу по сигналам светофора: если воспитатель поднимает кружок красного цвета, нужно стоять на месте, если зелёного - нужно посмотреть сначала направо, а затем налево и идти вперёд.
Не стоит перегружать малышей в процессе игр излишней информацией, которую они не смогут усвоить. На этом этапе развития главным будет усвоить начальные представления о процессах окружающего мира и том, что в нём есть опасность.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» (Екатерина Ашаева)
Отвозим куклу в больницу
Осматривает кукле горлышко
Даём кукле витаминки
Приглашаем второго доктора и прослушиваем куклу
Даём кукле микстуру и делаем укол
Даёт кукле горячий чай
Поём кукле песенку для поднятия настроения
Отвозим куклу обратно домой
Кладём куклу под одеяло
Игры по ОБЖ во второй младшей группе
У детей второй младшей группы сохраняется изучение предметов, основанное на ощущениях, сенсорном восприятии. Поэтому так же важен тактильный контакт с изучаемым материалом. Помимо этого большой интерес у детей вызывает взаимодействие с людьми, особенно со своими сверстниками. Происходит освоение совместной игры. В этом плане очень будут полезны сюжетно-ролевые игры. Основные задачи на период второй младшей группы:
- продолжать осваивать представления о природном мире и взаимодействиях в нём: не срывать цветы и травы, не мусорить в лесу, не трогать чужих животных;
- изучать устройство проезжей части, ввести понятие тротуара, зебры, приучать к необходимому поведению около дороги, держать за руку взрослых, вводить понятия предупреждающего сигнала светофора жёлтого цвета и дорожных знаков;
- расширять знания о домашних опасностях;
- расширять знания о правилах безопасного поведения в помещении: открывать дверь с помощью дверной ручки, спускаться по лестнице, держась за перила);
- учить правильному поведению во время игр: не бросаться песком, не глотать предметы, не пробовать игрушки на вкус и т.д.;
- учить просить помощи у взрослых при возникновении экстремальных ситуаций.
Малыши 3–4 лет очень активны и им сложно надолго остановить своё внимание на чём-то одном. Актуально проведение подвижных игр, увлекательных сюжетно-ролевых ситуаций, а также простых дидактических игр. При разборе разных ситуаций с помощью игровых действий дети получают первоначальные навыки поведения в незнакомом месте (игра-тренинг «Я потерялся»), в общественном транспорте (игра «Автобус») и т.д.
Во второй младшей группе детей знакомят с жёлтым сигналом светофора
Проведение дидактической игры «Добрый и злой огонь» во второй младшей группе
Задачами игры буду:
- учить детей различать «плохой» и «хороший» огонь;
- приучать к правилам безопасного поведения в домашнем быту;
- развивать внимательность.
Для проведения игры понадобится игровое поле, разделённое на 2 половины («добрый» и «злой» огонь) и набор картинок с изображением различных ситуаций с наличием огня.
В игре участвуют от 2 до 6 детей. Карточки нужно разложить лицом вниз на столе. Дети по очереди подходят к столу и берут одну карточку. Нужно положить её на нужную половину игрового поля.
Фотогалерея: материалы к игре «Добрый и злой огонь»
Игровое поле может быть разделено на 2 части с изображениями зелёного и красного кружков В карточках присутствуют изображения различных ситуациях, где огонь опасен или не опасен Карточки могут изображать ситуацию, где уже присутствует пожар
Игры по ОБЖ в средней группе
В возрасте 4–5 лет дети во всём стремятся подражать действиям взрослых, часто переоценивая свои возможности. В средней группе следует:
- продолжать знакомиться с разновидностями животных и растений, расширять знания о возможных угрозах в природе: опасных насекомых, ядовитых грибах и ягодах, а также о том, что есть и лекарственные, полезные растения, которые не причинят вреда;
- продолжать изучение правил поведения на проезжей части, знакомить с новыми дорожными знаками и разметкой, изучать служебные виды транспорта (машина скорой помощи, милиции, пожарная, МЧС);
- приучать следить за состоянием своего здоровья (знакомить с предметами личной гигиены);
- продолжать знакомство с предметами и правилами их безопасного использования (вентилятор, стиральная машина, вилка, нож, электрический чайник);
- учить бдительности при встрече с незнакомыми людьми;
- развивать представления о причинах пожара и правилах поведения при его возникновении.
У детей средней группы активно совершенствуются двигательные навыки. Поэтому важно создать условия, которые будут обеспечивать малышей физической активностью. Например, в помещении группы смоделировать проезжую часть, обозначить тротуар, пешеходный переход, светофор. Дети по очереди должны дождаться разрешающего сигнала светофора (это может быть кружок зелёного цвета, поднятый вверх воспитателем или любая другая конструкция), подойти к краю тротуара посмотреть сначала налево, потом направо, убедиться, что машины не едут и тогда переходить дорогу. Такие действия в игре должны создавать у детей привычку правильного поведения. Также в этом возрасте устанавливаются первые социальные контакты. Дети любят играть группами по 2–4 человека.
Таблица: фрагмент конспекта дидактической игры в средней группе
Автор и название | Задачи | Предварительная работа | Содержание |
---|---|---|---|
Уланова О.Н., «Познакомим Незнайку с правилами дорожного движения» |
|
|
|
Игры по ОБЖ в старшей группе
В старшей группе дети способны осознанно подходить к изучению правил безопасности
В этом возрасте у детей совершенствуются все навыки: движения становятся более точными и координированными, развитие психических процессов обеспечивает самоконтроль над своими действиями, однако по-прежнему необходимо и руководство взрослого. Ребёнок 5–6 лет способен давать оценку обстоятельствам, поступкам героев сказок или своих сверстников. У него достаточно чётко сформированы предпочтения в общении с определёнными людьми, в связи с этим развито стремление играть в небольших группах по 2–5 человек.
Старшие дошкольники очень любознательны, у них хорошо развита познавательная активность. Виды игр могут не отличаться от уже проводимых в предыдущие годы, однако они значительно усложняется их содержание, так как у детей гораздо больше возможностей. В старшей группе проявляется большой интерес к настольным, творческим играм.
Игровая деятельность способствует решению следующих образовательных задач:
- прививать основы экологической культуры, усваивать, что не только природа может причинить вред человеку, но и человек ей, повышать знания о различный природных явлениях (гроза, смерч, землетрясение) и необходимых действиях в случае их наступления;
- совершенствовать и закреплять основы ПДД, изучать новые знаки, рассматривать возможные сложные и опасные дорожные ситуации;
- развивать представления о пространственном окружении: запоминать названия ближайших улиц, знать дорогу к детскому саду;
- расширять знания о правилах поведения во время игровых действий (горка, санки, коньки);
- закреплять и увеличивать представления об опасностях в быту и мерах предосторожности;
- повторять знание правил поведения с огнём, совершенствовать навыки действий в случае пожара, напоминать телефон пожарной службы;
- тренировать умения осторожного поведения с незнакомыми людьми, без промедления звать на помощь.
Игры будут служить хорошим закреплением полученных знаний из книг, бесед, просмотренных видеоматериалов.
Детям понравится участвовать в процессе создания настольной игры
Детям понравится участовать в создании игры. Правила можно придумывать в процессе. Приведём описание игры «Будь с огнём ты осторожен, от огня пожар возможен» Елены Шишкиной. Цель игры: закрепление правил пожарной безопасности.
- Нужно нарисовать игровое поле, приготовить фишки, а также карточки с заданиями. Игровое поле будет состоять из кружочков, обозначающих ходы. На некоторых из них нужно сделать обозначения: значок огня, значок вопроса и стрелочку, ведро воды.
Нужно подготовить карточки со знаком вопроса, стрелки и картинки огня
- Первый игрок бросает кубик и делает свой ход.
- Если остановка произошла на знаке вопроса, нужно ответить о правилах пожарной безопасности. На секторе с изображением огня нужно отгадать загадку о противопожарной безопасности. Если ответ неправильный, вернуться на несколько ходов назад, к ведру воды и ждать следующего хода. Если остановка произошла на кружке с изображением стрелки, нужно достать карточку с цифрой с закрытыми глазами и пройти столько шагов вперёд, сколько указано на ней.
Дети разделяются на 2 команды, выбирается капитан, можно придумать девиз каждой команде.
- Воспитатель: «Ребята! Вот уже совсем скоро вы пойдёте в школу. И вам предстоит самостоятельно предотварщать возможные опасности. А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете правила безопасности, которые мы изучали, и проведём игру-викторину». Дети делятся на 2 команды, придумывают девиз.
- Воспитатель объясняет детям правила игры: ведущий по очереди задаёт вопросы командам. Прежде чем дать ответ, команда должна посовещаться и прийти к общему мнению. За правильный ответ команда получается один балл. Если ответ неверный, баллы не начисляются, а на этот же вопрос предлагается ответить команде соперников.
- Проводится разминка «Светофор». По сигналам ведущего дет выполняют действия: красный - садиться, жёлтый - вставать, зелёный - идти.
- Далее проходит первый конкурс «Кто внимательнее?». Перед каждой командами находится набор карточек с номерами телефонов. После слов ведущего команды должны поднять нужную карточку. Вопросы: По какому телефону нужно вызывать пожарных (101)? Если нужна помощь милиции, то звоним…(102)? Когда человеку стало плохо, он сильно поранился, то как вызвать скорую помощь (103)? А как вызвать службу газа (104)?
- Следующий конкурс заключается в том, что по названной ведущим сказке нужно объяснить какие правила нарушили её герои («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.д.).
- Проводится физминутка.
- Далее командам предлагается отгадать загадки. Например: «Под ногами у Серёжи полосатая дорожка. Смело он по ней пойдёт, а за ним и весь народ («зебра»)». «Всех на свете обшивает, что сошьёт - не надевает (иголка)».
- В следующем конкурсе ребятам показаны картинки с изображением различных предметов. Одна команда должна показать все опасные предметы, вторая - безопасные. Капитаны по очереди называют по одному предмету.
- Следующее задание проверяет навыки детей по оказанию первой медицинской помощи. Нужно перевязать руку «пострадавшему».
- Зрительная гимнастика.
- Затем конкурс по обсуждению ситуаций на дороге. На экране ведущий показывает картинки. Команды отвечают поочерёдно.
- Подводятся итоги, объявляются результаты. Вручаются награды (медали).
Подборка видеоматериалов на тему игр по ОБЖ, проводимых в ДОУ
Видео, демонстрирующие игры, проведённые по теме ОБЖ, могут быть полезными при подготовке занятиям.
Видео: сюжетно-ролевые игры в рамках проекта «Моя семья»
Видео: театрализованная игра в средней группе о пожарной безопасности
Видео: сюжетно-ролевая игра «Больница» в первой младшей группе
Видео: игра по ПДД в детском саду
В игровой форме детям можно легко и доступно объяснить важные способы безопасности, которые необходимо знать каждому. Для этого используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Нужно помнить, что опасность легче предотвратить, чем бороться с ней. Важно донести это до малышей.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
1. Пояснительная записка
Интеллектуально-творческая игра “Знатоки основ безопасности” проводится ежегодно с 2009 года.
В игре принимают участие команды всех общеобразовательных школ и гимназий города Ангарска.
С 2009 по 2014 год в интеллектуально – творческой игре по музыке “Знатоки основ безопасности” приняли участие 1527 обучающихся и 96 педагогов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что данное мероприятие востребовано.
Цели и задачи игры.
- Повышение у школьников интереса к предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”
- Развитие коммуникативных способностей
Материалы и оборудование:
Звуковоспроизводящая аппаратура (микрофоны, усилитель, компьютер, мультимедиа)
Дидактический материал для каждого этапа игры
Бланки для ответов на каждом этапе
Маршрутные листы “Дорожка безопасности”
Оформленные кабинеты, кабинет информатики
Костюмы для участников (открытие, награждение)
Форма проведения: и нтеллектуально-творческая игра.
Игра проводится на основании Положения (Приложение I)
Мероприятие начинается с открытия: демонстрируется спектакль “Берегись бед пока их нет!” или с торжественной линейки (Приложение II).
Ведущие озвучивают задачи игры.
Командам раздаются маршрутные листы. На каждом этапе присутствует учитель-предметник, который наблюдает за работой ребят, объективностью выставления баллов (ведущими - персонажами спектакля) и корректностью в проведении соответствующего этапа. После работы все получившиеся материалы сдаются, подводятся итоги игры.
Предварительные задания командам:
- Побывать на экскурсии в пожарной части, в подразделениях ГИБДД.
- Повторить теоретический материал, изученный на уроках ОБЖ.
- Подготовить выступление (этап “Визитка”) на тему безопасности жизнедеятельности.
Игровые пункты (этапы) могут быть размещены в школьных кабинетах. Они оформляются в соответствии с названием этапа.
Этапы игры:
- Визитка
- Интерактивная игра “Безопасность и мы”
- Гаишата
- Пожарный лабиринт
- В гостях у Айболита
- Самый ловкий
2. Технологический этап
После получения комплекта маршрутных листов участники игры расходятся по этапам:
- На этапе “Визитка” участники рассказывают о проделанной ими работе в области безопасности жизнедеятельности средствами художественной самодеятельности в любой малой сценической форме с использованием дополнительной наглядной агитации, атрибутики и технического оснащения.
- На этапе игра “Безопасность и мы” отвечают на вопросы (30 вопросов), которые они выбирают сами из предложенных тем. (Приложение 3)
- На этапе “Гаишата” участникам предлагается выполнить ряд заданий на проверку знаний дорожных знаков, устройства веловипеда, а также на способность контролировать свое поведение в качестве велосипедиста или пешехода в нестандартных ситуациях. (Приложение 4)
- На станции “Пожарный лабиринт” участникам предлагаются загадки и игра “Обезопась пожароопасные слова” в которой ученики, пользуясь подсказками, превращают предложенные "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них. (Приложение 5)
- На станции “В гостях у Айболита” предложен тест “Оказание первой помощи пострадавшему”. Нужно ответить на вопросы о видах кровотечений, способах остановки кровотечений. Знать травмы: порез, ссадина, ушиб, ожог. Уметь оказать первую помощь при различных видах травм. Практическая часть: наложение повязок. (Приложение 6)
- На станции “Самый ловкий” команды соревнуются в эстафете, преодолевают препятствия.
3. Рефлексивный этап. (Приложение 7)
На финише (итоговой линейке) проводится церемония награждения. Команды получают грамоты за призовые места или участие.
Приложение I
ПОЛОЖЕНИЕ
об интеллектуально-творческой игре по ОБЖ
“Знатоки основ безопасности”
Общие положения.
Игра проводится ЦОРО совместно с муниципальным МО учителей основ безопасности жизнедеятельности.
Цели и задачи игры.
- Повышение у школьников интереса к предмету основы безопасности жизнедеятельности.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Формирование навыков коллективного сотрудничества.
Участники игры.
В интеллектуальной игре имеют право участвовать учащиеся 5 классов средних общеобразовательных школ и инновационных учебных заведений. От каждого учреждения по одной команде. В состав команды входят 4 человека.
Срок проведения игры и подачи заявок:
- Игра состоится в мае 2014г. на базе МБОУ “СОШ № 36”. Информация о дате её проведении будет объявлена дополнительно.
- Заявки на участие подаются в ЦОРО методисту Епифанцевой Т.Б. не позднее, чем за три дня до начала игры.
Образец заявки.
Заявка на участие в
интеллектуально-творческой игре по музыке
МОУ “СОШ №_______”
Директор МБОУ___________________________
Порядок организации и проведения игры.
- Проведение и техническое обеспечение интеллектуальной игры осуществляется оргкомитетом, в состав которого входит: методист ЦОРО, члены ММС, учителя основ безопасности жизнедеятельности.
- Контроль за выполнением заданий и соблюдением регламента осуществляют учителя общеобразовательного учреждения, на базе которого проводится игра.
- Регистрация команд осуществляется за 30 минут до начала игры.
- Перед началом игры каждая команда получает маршрутные листы с указанием последовательности прохождения этапов.
- Команда работает на этапе в полном составе. Количество этапов – 6
- Итоги игры подводятся по сумме баллов, полученных командой на каждом этапе.
- При подведении итогов определяются:
- Победитель
- Призеры
- Победители на каждом этапе
- Итоги подводит жюри, которое назначает оргкомитет. В состав жюри входят учителя ОБЖ.
- Победители и призеры награждаются грамотами УО ААМО.
Правила игры
Наименование этапов:
1. Этап “Визитка”
Проводится участниками команды средствами художественной самодеятельности в любой малой сценической форме с использованием дополнительной наглядной агитации, атрибутики и технического оснащения.
Продолжительность выступления – 3 минуты.
Не допускается использование фонограмм с записанным голосом, все участники исполняют роли в “живую”.
Фонограммы предоставляются только на СД – диске, “флешке”.
Этап оценивается по следующим критериям:
- творческая инициатива команды;
- мастерство исполнения, оригинальность подачи материала;
- полнота раскрытия темы, четкость и доходчивость изложения темы;
- музыкальное оформление;
Оценивается по 5-бальной системе (по каждому критерию можно получить 5 баллов). Итого: 20 баллов.
2. Этап “Что такое хорошо и что такое плохо”
Участникам предлагается ответить на 30 вопросов, компьютерной игры. Команда играет в полном составе.
Продолжительность этапа – 15 минут. Учитывается точность ответа: участники, которые дают правильный ответ с первого раза получают большее количество очков. Итого – 30 баллов
3. Этап “Гаишата”
А) Дать ответы на предложенные задания викторины. (11 вопросов).
Б) Собрать знак, регулирующий дорожное движение
Продолжительность этапа – 10 минут. (4 балла)
Итого: 15 баллов
4. Этап “Пожарный лабиринт”
А) Дать ответы на загадки (10 загадок)
Б) Игра “Обезопась пожароопасные слова”. Пользуясь подсказками, превратить предложенные "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них. (10 слов)
Продолжительность этапа – 10 минут.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ) Итого: 20 баллов
5. Этап “ В гостях у Айболита”
А) Решение теста – 10 вопросов: (кровотечения и их виды, порезы, ссадины, ушибы, ожоги, способы первой доврачебной помощи). - по 1 баллу за каждый правильный ответ – 10 баллов
Б) Перевязки (пращевидная, чепчик и т.д.) Всем участникам иметь аптечку и перевязочный материал. – 5 баллов
Итого: 15 баллов
6. Эстафета “Самый ловкий”
- Болото (пройти по листу картона, не оступиться)
- Пролаз через обручи (5штук)
- Лазутчики (“по – пластунски” проползти через препятствия)
- Снайпер – сбить мячом кегли
Этап оценивается по лучшему времени прохождения и набранным командой штрафным очкам.
ИТОГО: 110 баллов = результаты эстафеты
Приложение 2
Спектакль “Берегись бед пока их нет”
Звучат фанфары
1-ый ведущий:
Привет вам, друзья наши юные,
Веселые, смелые, умные!
2-ой ведущий:
Спортсмены, танцоры, артисты,
Искатели и планеристы!
1-ый ведущий:
Будущие шоферы и мастера,
Слесари и доктора!
2-ой ведущий:
Космонавты, фантасты, романтики,
Физики, химики и математики!
1-ый ведущий:
Сегодня собрались мы здесь
Вам показать свои познания.
Безопасность для нас
Устраивает состязания!
2-ой ведущий:
Игра по безопасности нас с нетерпеньем ждет.
Как только приветствия прозвучат,
Начнется конкурс у ребят!
1-ый ведущий:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
И день нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем – игра!
2-ой ведущий:
Она наш друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать.
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать!
1-ый ведущий:
Если будете стараться
И усердно заниматься,
То терпение и труд,
Вас к успеху приведут!
2-ой ведущий:
Ведь все точно так и случилось в одной известной всем вам сказке.
Звучит сказочная музыка.
Где восходит солнце красно из-за тучек, из-за гор,
Есть там царство – государство! Вот о нем мой разговор.
Жил там Царь, при нем три дочки, мамки, няньки, слуг не счесть.
Довели Царя до точки! Перестал он пить и есть.
1-я дочь (хвастаясь):
Нянь, скажи, чтоя красивей! Платья, кольца, парики,
Кружева есть, кринолины и ажурные чулки.
2-я дочь:
У меня глаза что блюдца и ресницы до бровей.
Стоит только улыбнуться – женихи ждут у дверей!
1-я дочь (обращается к младшей сестре):
Ну, а ты чего нам скажешь? Похвали и ты себя!
Расскажи нам про помады производства USA.
Нянька (возмущенно):
Что пристали, балаболки? Сядьте лучше вышивать!
Вот возьмите по иголке.
Нянька протягивает набор для рукоделия, а царские дочки отказываются.
2-я дочь (обиженно и возмущенно):
Ты сощла с ума опять!
Пусть сестрица вышивает, вяжет, кружева плетет,
Пусть английский изучает... Дурой все равно помрет!
1-я дочь (капризно):
Я отвыкла от работы, ручки я поберегу,
Все семейные заботы на тебя переложу.
Нянька (устало):
Стала Нянька ваша старой. У меня радикулит.
Мне на пенсию пора бы, тело ноет, все болит!
3-я дочь (жалостливо):
Наша милая старушка, мы тебя побережем.
Я шепну тебе на ушко, что папню растрясем!
Дочки шепчутся. Входит Царь.
Царь:
Эти царские заботы допекли за целый день.
Нянька:
Ужинать охота!
Дочки (хором):
У нее же бюллетень!
Царь : (удивленно)
Это что за ново слово?
Мы не слышали такого.
Шут (растерянно):
Это значит, Няньки нет...
Царь (вопросительно):
То есть и обеда нет?
Все отрицательно мотают головой.
1-я дочь (иронично):
Будут мятые халаты и несвежая кровать...
3-я дочь (насмешливо):
Приготовься, мы вам долго будем пальцы загибать!
Царь (возмущенно):
Цыц, не буду больше слушать.
Не кричите на отца!
Чтобы было все в порядке, позовите мудреца!
3-я дочь (обиженно):
Цыц да цыц! Ведь мы принцессы.
И учились с ранних лет всем законам политеса.
И скажу вам “тет-а-тет”: нянька день уже вчерашний...
2-я дочь (подает журнал):
На, журнал домашний “Впрок”,
Полистаешь не напрасно зарубежный каталог.
Шут (косится на царя, тихо):
Онемев совсем уж, он сел на свой огромный трон.
Подают журнал. Царь его внимательно рассматривает и возмущенно отбрасывает.
Расстерянность сменив на гнев,
Дочкам закричал:
Царь (громко):
(Прогнав принцесс, поворачивается к шуту и указывает на журнал)
Что там за цифры?
Шут (растерянно пожимая плечами):
Царь (стонет, закатывая глаза)
Сердце, Доктора сюда,
Столько цифр с нулями вместе я не видел никогда!
Шут (боязливо):
В журнале лучшие товары...
Царь (возмущенно):
Да помолчи, ты мелешь вздор!
Я столько лет копил в амбарах! И что ж все зря? Какой позор!
Шут (успокаивая):
Теперь нам поздно возмущаться
И слезы лить, и унывать.
Нам следует за молодежь держаться,
Чтоб в этой жизни не отстать!
Царь (смущенно):
Чтож царство наше прибогато,
И дочек я своих люблю.
Все сундуки забиты златом.
Ну ладно! Я вам уступлю!
Поет на мотив песни “Если б я был султан” из к/ф “Кавказская пленница” муз. А Зацепина
Я отец, вот мой дом, в нем имею власть.
И могу до утра веселиться всласть!
Всем подарки куплю. Очень я богат.
Каждой я подарю электроагрегат.
Берите деньги, скорей на базар!
Купи для дома хороший товар!
Для Дуняши я купил плойку и щипцы,
СВЧ для Маруси цвета бирюзы.
Телевизор купил, денег мне не жаль!
Кухню всю завалил фирмою “Тефаль”!
В хоромах очень люблю я уют,
А дочки пусть мне его создают!
Дочь Маруся гладит мне брюки у доски,
Дуня, теща и жена лепят пироги,
На коврах чистят мне пятна порошком!
Стоко шуму! Столько дыму! Все шипит кругом!
В одной розетке приборов сто штук!
Езще минута и всем нам каюк!
Шут (снисходительно):
Такие избалованные люди!
Руками мыть, стирать, готовить лень.
Им жизнь преподнесла юут на блюде,
Не выключают технику по 20 часов в день!
1-я дочь:
Я шью халаты на машинке “Зингер”
2-я дочь:
Белье я глажу утюгом “Тефаль”
Царь (возмущенно):
Включают печь, стиральную машину, холодильник,
А денег уйма прогорает, просто жаль.
Шут (испуганно):
В одну розетку 100 приборов сразу!
Какая мощность, напряжению конец!
Ты помнишь, как в соседнем государстве
От замыкания сгорел дворец?
На сцену выходят дочки – принцкссы. Звучит мелодия песни “За четыре моря”
Дочки (поют):
Помнишь, ты купить нам обещал
Бытовую технику для нас.
Очень долго, помним, как сейчас,
Каталог листал, денежки считал.
За четыре “тыщи” долларов зеленых
Ты купил для дома технику, что есть на свете.
Чтобы в доме убирать, шить, готовить и стирать,
Чтобы было просто дом всегда держать в порядке.
Сразу все, включив в электросеть,
Все замкнув, мы сильно обожглись,
Дом сгорел, пришел всему конец!
Слишком поздно вспомнили тогда,
Что всего две цифры номер телефона
Нужно нам запомнить, чтоб беда ушла надолго!
Говорил нам господин: “Набирайте “0!”!
Это ведь так просто, только очень, очень поздно!
Шут (убедительно):
Хочу, чтоб согласились вы со мною, -
Но практика пошла б им больше впрок!
Подает царю учебник по ОБЖ
Мы книгу ОБЖ сейчас откроем,
Расскажем безопасности урок!
Царь (твердо):
Увы, людские домыслы злочинны,
И все же убедили вы меня,
Что следствие бывает без причины,
А дыма не бывает без огня!
1-я дочь (убедительно):
И все же, к сожаленью, так бывает!
Когда от смерти жизнт на волосок,
В огне пожара все пылает
И не всегда спасет воды поток!
2-я дочь (восторженно):
И чтоб вдыхать нам чистый воздух
И не барахтаться в золе,
Жизнь проводить не в космосе на звездах,
А жить нам надо на Земле!
Царь (торжественно):
Придерживайся в жизни точных правил –
Жизнь коротка, а зла запас велик.
Пусть миром добрым разум правит,
Чтобы не слышать больше страшный крик!
А теперь мы просим командиров команд получить маршрутные листы, с которыми вам будет легче путешествовать по стране БезОпасности.
Участники расходятся по этапам игры.
Приложение 4
Этап “Гаишата”
Задание 1. “Дорожные знаки”
Из предложенных знаков необходимо выбрать знаки, указанные в задании: регулирующие только движение пешеходов, запрещающие, предписывающие.
Задание 2. “Устройство велосипеда”.
Участник выполняет задание на знание устройства велосипеда.
Задание 3. “Дорожное движение”
Участнику предлагается несколько фотографий с дорожными ситуациями. Участник указывает определенное количество неправильных или правильных типов поведения пешеходов или велосипедистов. Участнику предлагается 2 задачи на очередность проезда перекрестка транспортными средствами, количество которых составляет не более 3-х. Одно транспортное средство – велосипед.
Участнику предлагается 2 задачи на знание сигналов регулировщика.
Приложение 5
Этап “Пожарный лабиринт”
Задание 1. Загадки по пожарной безопасности
Все ест не наедается,
А попьет – умирает. ОГОНЬПолено в топке полыхает
И “звезды” эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться. ИСКРА
Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит,
Дом зимой наш согревает. УГОЛЬЧто исходит от огня
Грея вас, тебя, меня? ТЕПЛОХозяйка топит печь на кухне,
Скажи, когда огонь потухнет,
То что останется от дров?
Назвать мне слово ты готов?Я - коварный поджигатель! ЗОЛА
Вы огня хотите - нате!
Я - всесильный окислитель
(Если только дров дадите). КИСЛОРОДВ рубашке в ярко-красной,
В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5Обязан школьник каждый знать! ОГНЕТУШИТЕЛЬ
Лезет в пламя напролом
Инвентарь пожарный... ЛОМСпят смирно дочки в фанерном домочке.
У сонь, у тихонь в головках огонь. СПИЧКИПламя здесь стеной стоит, очень страшное на вид.
А вокруг сильнейший жар - старый дом объял... ПОЖАР
Задание 2. Обезопась “Пожароопасные” слова
Пользуясь подсказками, превратите предложенные вам "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них:
ПЛАМЯ - _ _ _ _ _ (первобытная семья). ПЛЕМЯ
ИСКРА - _ _ _ _ (рыбный деликатес). ИКРА
КОСТЁР - _ _ _ _ _ _ (католический храм). КОСТЕЛ
ГАЗ - _ _ _ _ (око) - _ _ _ (шум). ГАМ
ОКУРОК - _ _ _ _ _ _ (вкусный мясной продукт). ОКОРОК
ПОРОХ - _ _ _ _ _ (усатое бобовое растение). ГОРОХ
ЛУЧИНА - _ _ _ _ _ _ (старинное название маски). ЛИЧИНА
ГАРЬ - _ _ _ _ (сундук для зерна и муки). ЛАРЬ
ТОРФ - _ _ _ _ (самый праздничный пирог). ТОРТ
СПИРТ - _ _ _ _ _ (полезное для здоровья занятие). СПОРТ
Приложение 6
Этап “В гостях у Айболита”
Задание 1. Тест
1. Как правильно оказать первую помощь при открытом переломе?
- Концы сломанной кости совместить, наложить шину.
- Убрать осколки кости и наложить пузырь со льдом.
- Наложить стерильную повязку на рану, дать покой больному, наложить шину.
2. Какой материал можно испиользовать в качестве шины?
- Ткань
- Бинт, ват
- Кусок доски
3. В каком положении эвакуировать пострадавшего с вивихами в суставах верхних конечностей?
- Лежа
4. Какая повязка накладывается на голеностопный сустав при его повреждении?
- Спиралевидная
- Колосовидная
- Восьмиобразная
5. Чем характеризуется артериальное кровотечение?
- Кровоточит вся поверхность раны
- Кровь вытекает пульсирующей струей, имеет алую окраску
- Кровь имеет темно – красный цвет, вытекает из раны непрерывной струей
6. Какое лекарственное растение можно испиользовать в качестве дезинфицирующего средства при капилярном кровотечении?
- Подорожник, березовый лист
- Корень валерианы, цветы ландыша
- Листья мать-и-мачехи
7. Комплекс сердечно – сосудистой реанимации включает в себя:
- Прекардиальный удар, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца
- Изменение артериального давления, удар по спине между лопатками
- Удар по левой половине грудной клетки, наложение на раны стерильных повязок, наложение шин.
8.Как оказать помощь пострадавшему при болях в области сердца?
- Дать принять одну таблетку анальгина или аспирина.
- Дать понюхат нашатырный спирт.
- Дать принять под язык таблетку валидола или итроглицерина, дать внутрь 15 капель корвалола в 50мл. воды.
9.Как оказать первую помощь при обморожении?
- Растереть пораженный участок жестким материалом или снегом.
- Создать ксловия для бщего согревания, наложить ватно – марлевую повязку на обмороженный участок, дать обильное питье
- Сделать легкий массаж, растереть пораженное мето одеколоном
10. Как правильно надеть рубашку на пораженного при ранении левой руки?
- Одежду надеть на левую руку, затем на правую
- Одежду надеть на правую руку, затем на левую
- Разницы нет, как одевать пострадавшего
Задание 2. Практика.
Наложение повязки: пращевидная, циркулярная, ползучая, крестообразная, колосовидная, круговая, спиральная, чепец
Приложение 7
НАГРАЖДЕНИЕ
1-ый ведущий:
Вы думали и веселились
И даже спорили порой.
2-ый ведущий:
Но очень даже подружились
За нашей славною игрой.
1-ый ведущий:
Всем спасибо за внимание,
за задор и звонкий смех,
2-ый ведущий:
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех!
1-ый ведущий:
Итак, настал волнующий момент нашей встречи. Сейчас мы узнаем: кто же достиг самых больших результатов в нашей игре.
2-ый ведущий:
Для подведения итогов мы приглашаем на сцену руководителя муниципального методического объединения учителей ОБЖ г. Ангарска Божидомову Елену Александровну
1-ый ведущий:
И учителя ОБЖ Якущенко Веру Викторовну
Сценарий развлекательного мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов «Мы к опасностям готовы!».
Цели: контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
Материальное обеспечение: карточки с заданиями, плакаты «Правила поведения при пожаре», «Первичные средства пожаротушения», фотографии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Приветствие команд
На экране проходят документальные кадры войны, стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Наиболее общими критериями прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.
Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением размеров преобразований растут масштабы опасностей. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды.
В последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.
Ребята, на фоне всех этих опасных для нашей жизнедеятельности явлений мы должны обладать определенными знаниями в области безопасности жизнедеятельности, которые помогут нам их пережить.
Итак, переходим от слов к делу.
Наша игра будет включать несколько раундов. О готовности к ответу капитан команды должен сигнализировать поднятием руки. Время на обсуждение одна минута. За каждый правильный ответ команда зарабатывает один балл. А судить команды будет жюри (_____________________________________________________).
- Разминка.
Наш первый конкурс называется «Разминка».
Участники по очереди отвечают на вопросы. Команда, которой задают вопрос, должна как можно быстрее дать правильный и полный ответ. Если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам.
Вопросы командам до «разминки». Ребята, назовите основные виды экстремальных ситуации в природе:
- Смена климатогеографических условий
- Резкое изменение природных условий
- Заболевание или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи.
- Вынужденное автономное существование
Вопросы командам задаются по очереди:
- Назовите причины аварий на предприятиях. (стихийные бедствия, износ оборудования, теракт, ошибки персонала и т. д.)
- В чем измеряется доза радиоактивного облучения? (в рентгенах)
- Пары, какого вещества являются наиболее токсичными? (пары ртути)
- Какие стихийные бедствия может вызвать землетрясение? (цунами, извержение вулкана, сход снежной лавины, обвал и оползни)
- Назовите причины лесных пожаров. (молния, засуха и жара, человек)
- Назовите способы тушения лесного пожара. (вода, встречный огонь, сбить пламя, закидать землей)
- В каком направлении необходимо выходить из зоны заражения? (перпендикулярно направлению ветра)
- Какой ядовитый газ тяжелее воздуха в 2 раза? (хлор)
- Какие виды природных пожаров вы знаете? (Лесной, степной, торфяной)
- Обильные снегопады могут привести к (сход снежных лавин)
- По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (10 бальная шкала Рихтера )
- Глава МЧС России. (Пучков Владимир Андреевич)
2. Конкурс «собери пословицу»
В следующем конкурсе вы должны как можно быстрее собрать пословицу из конверта. НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ
- Конкурс «Отгадай ребус» (Твоя безопасность в твоих руках).
Ребята, следующий конкурс называется «Отгадай ребус». Перед вами шифровка. Из каждого слова берем только тот слог, который указан в коде, а затем все полученные результаты складываем в слова:
- творог, ящик 1-1
- берег, зола, пастух, крайность 1-1-1-2
- натворил 2
- руины, закладках 1-3
А теперь обратите внимание на экран. Перед вами ребусы по теме «Экстремальные ситуации».
- Итак, у нас следующий конкурс «Спасателей».
Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать? Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Рассказываю о переломах, отравлениях, остановке кровотечения и т.д.
В каждом доме есть аптечка. Иногда нужно оказать помощь, а взрослых рядом нет.
Из карточек выберите те средства, при помощи которых вы будите оказывать первую помощь.
1) Какое средство из аптечки вы выберете, если человек упал в обморок?
2) Каким образом вы остановите сильное кровотечение?
3) Какое средство из аптечки вы выберете, если порезались? (Рану нужно продезинфицировать, кровь остановить).
4) Какое средство из аптечки вы выберете, если при падении получили ссадину, а рану нужно обработать?
5) Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел зуб или голова?
1. АММИАК (раствор нашатырного спирта) | 6. РАСТВОР ЙОДА СПИРТОВОЙ 5% |
2. АНАЛЬГИН | 7. ЖГУТ |
3. РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОГО ЗЕЛЕНОГО | 8. УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ |
4. ВАЛИДОЛ | 9. БИНТ |
5. ВАТА | 10. ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ (марганцовка) |
- Конкурс «Немного творчества»
Ребята, вам необходимо изобразить пантомиму стихийного бедствия. Капитан каждой команды вытягивает по 2 задания в конверте. Команда соперников должна отгадать пантомиму. На подготовку дается 2 минуты. Задания командам к конкурсу «Немного творчества» (на карточках)
- Землетрясение
- Наводнение
- Ураган, смерч
- Пожар
6. Конкурс «Отгадай кроссворд».
Итак, каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
По вертикали:
- профессия представителя чрезвычайной службы (спасатель)
- место возникновения лавин, оползней (горы)
- снежная масса, двигающаяся с вершин (лавина)
- гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоемах (наводнение)
- химический элемент, используемый на водоочистных установках (хлор)
- гигантские волны (цунами)
По горизонтали:
- освобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени (взрыв)
- подземный городской транспорт (метрополитен)
- атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта (туман)
- объект, вырабатывающий электроэнергию, за счет высвобождения атомной энергии (АЭС)
По горизонтали:
- пешеходный…….(переход)
- сход снежной массы с горы (лавина)
- следствие аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ (загрязнение)
- частица горящего или раскаленного вещества (искра)
- проезжая часть (дорога)
По вертикали:
- чувство острого, неудержимого страха (паника)
- движение земли по склону, под действием силы тяжести (оползень)
- атмосферное явление, сопровождающееся громом и молнией (гроза)
- обильное выпадение осадков в зимний период времени (снегопад)
- лайнер, потерпевший крушение при столкновении с айсбергом (Титаник)
7. Конкурс «Литературная викторина»
Ребята, вы знаете много сказок: авторских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают. Раздаю карточки.
- Конкурс капитанов.
Вопрос 1 капитану В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега.
Вопрос : Каким образом человек может определить где верх, а где низ?
Ответ : Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта.
Вопрос 2 капитану Известно, что бой – это организованное вооруженное столкновение подразделений и частей воюющих сторон.
Вопрос: Уважаемый капитан, назовите основной вид боя.
Ответ: Наступление .
- Конкурс «Безопасность на водном транспорте».
Ребята, перед вам карточки с заданиями. Вам необходимо установить соответствие в действиях по спасению при кораблекрушении.
Не плыви | 1. | рукой | |
Маши | 2. | громче | |
Кричи | 3. | за судном | |
Ненужные предметы | 4. | надежды | |
Не теряй | 5. | выбрось | |
Береги | 6. | одежду | |
Не сбрасывай | 7. | силы |
9. Конкурс «Угадай-ка»
Командам предлагается отгадать загадки, если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам.
Загадки командам
- Подведение итогов. Максимальное количество баллов за конкурс -1.
Зимняя игра по ОБЖ для школьников начальных классов ""
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы №47 городской округ СамараОписание Данный материал будет полезен учителям начальных классов для использования на уроках окружающего мира и занятий по ОБЖ.
Цель: Закрепление правил безопасности в зимнее время
Задачи:
-Закрепить представления учащихся о безопасном поведении в зимний период.
-Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
-Воспитывать желание быть здоровым, чувствовать ответственность за личную безопасность.
Игру можно провести в конце второй четверти перед новогодними праздниками и началом зимних каникул, в начале третьей четверти.
Учащиеся, прослушав высказывание учителя и согласившись с его содержанием, дружно выражают свое коллективное согласие ответом-словами: "Это я, это я, это все мои друзья!" При чтении учителем текста, содержащего небезопасное поведение или неправильные действия, учащиеся должны дать ответ молчанием. Учитель может помогать дополнительными комментариями.
Учитель
Утром кто встал спозаранку
И скорее взяли санки,
Все на горку побежали
И с горы скатились в дали?
Дети
Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель
В эти зимние деньки
Не стоят в углу коньки.
Кто выходит на каток
В дни когда крепчает лед?
Дети
Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель
Кто по тонкому по льду
По реке идет гулять?
Там с друзьями можно бегать
И снежками побросать?
Дети
(Молчат)
Учитель
Стой!Ходить по льду опасно,
Это всем конечно ясно!
Пока непрочен лед, друзья,
Выходить на лед нельзя!
В реке холодная вода,
Под лед упадешь- придет беда!
Учитель
Шли по льду и подскользнулись,
И конечно растянулись.
Встали, тут же отряхнулись
И прохожим улыбнулись!
Дети
(Это я, это я, это все мои друзья)
Учитель
Вот и зимняя игра,
Веселиться всем пора.
Тот на санках, тот на лыжах,
На ледянке еще ниже.
Прокатились и в сугроб.
Хорошо, что цел, дружок!
Дети
Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель
Выпал снег. Крепчал мороз.
Замерзают лужи.
Детям хочется кататься
Не хотят они признаться,
То что лужа не каток,
Упадешь на льду, дружок.
Поломать же можно ногу,
Разбежавшись по дороге.
Тут же рядом упадут,
Все, кто за тобой бегут.
Дети
(Молчат)
Учитель
С гор кататься- это классно!
Только у дорог опасно!
Едут по дорогам автомобили,
С ходу попадете прямо к ним под шины.
Дети
(Молчат)
Учитель
Мы на лыжах побежали,
В руках палки замелькали.
Эти палки так остры, ими сильно не маши.
Следом лыжники идут и под палки попадут.
Дети
(Молчат)
Учитель
Все запомните, ребята!
Снег не сахарная вата.
Захотел попить воды-
Чай у мамы попроси.
Дети
(Молчат)
Учитель
Кто с ребятами с разбегу
Прыгал в снег, копал пещеру.
Всю одежду промочил
И от мамы получил?
Дети
Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель
Посмотрите –ка, сосульки!
Акробатки - крохотульки.
Кусок сосульки звонкой,
Попробуем, девчонки!
Дети
(Молчат)
Учитель
Если захотел ты вдруг
С ветром прокатиться,
За машину можно ловко
Руками зацепиться.
Ты не выучил, дружок,
Азбуку дороги!
Отцепившись от машины
Поломаешь ноги!
Дети
(Молчат)
Учитель
Будем помнить мы, друзья,
Можно что и что нельзя.
Будут зимние деньки
Беззаботны, веселы!