Конспект подготовила воспитатель Сирик Людмила Анатольевна.
ЦЕЛЬ:
Вызвать желание у детей играть в сюжетно - ролевую игру «Путешествие по морю».
ЗАДАЧИ:
Уточнить и расширить представления детей о профессиях на корабле.
Уточнить и расширить представления детей об устройстве и функционировании корабля.
Обеспечить развития умения у детей использовать подсобный материал для создания атрибутов в игре.
Обеспечить развитие умение у детей играть большими группами, советоваться и помогать друг другу.
Совершенствовать умение детей быть внимательными друг к другу.
Систематизировать представления детей о некоторых правилах поведения в различных ситуациях.
Обеспечить развитие инициативы, организаторских и творческих способностей детей.
Убедить детей в том, что в игре необходимо выполнять правила и нормы поведения в игре.
Способствовать формированию умения детей радоваться самим, когда они делают другим приятно.
Вызвать желание понять, что свои действия нужно продумывать, сообща добиваться поставленной цели.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечный автомобильный руль, строительный материал, бинокль, набор «доктор», «продукты из магазина», посуда, листы бумаги, фломастеры, матросские воротнички, фуражки, шапочка медицинского работника, поварской колпак, наушники, карта - схема, ширма, «вещи пассажиров», разнообразная одежда, предметы туалета, письмо от человечков, «рация».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций кораблей, знакомство со строением корабля, рассматривание морских атрибутов, знакомство с профессиями людей на корабле, чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок», «Акула», знакомство с физической картой мира, решение проблемных ситуаций «За секунду до…», «Что было бы, если бы..»., рассматривание иллюстраций по данной теме.
1. ИГРОВОЙ МОМЕНТ:
Ребята, нам пришла телеграмма от наших друзей - человечков. Послушайте, что они нам пишут: (читаю)
Здравствуйте, милые друзья! У нас беда! Приезжайте быстрее и спасите нас. Мы вас ждем с нетерпением. Ваши друзья- человечки.
2. ВЫБОР ТРАНСПОРТА.
Интересно, на чем же нам туда отправиться?
ДЕТИ: на самолете, на автобусе, на поезде и т., д.
Достаю тихо карту.
Посмотрите, нам еще карту прислали. Наверное, это наш путь.
ДЕТИ рассматривают карту.
Так на чем же нам лучше отправиться в путешествие?
ДЕТИ: Спасать наших друзей - человечков мы отправимся на корабле.
3. ПОСТРОЙКА КОРАБЛЯ.
Тогда за дело. Давайте быстрее строить корабль. Из чего нам его можно сделать.
ДЕТИ: будем строить из стульчиков.
На корабле есть нос корабля, штурвал, якорь, борта.
Что такое штурвал, кто знает.
ДЕТИ: Это руль корабля.
Как это можно сделать.
ДЕТИ: На стульчик привязать игрушечный автомобильный руль.
Якорь как смастерим.
ДЕТИ: на веревку привяжем деревянный кирпич.
Что нужно еще взять обязательно в путешествие.
(обратить внимание, что берем только самые-самые необходимые вещи, без которых тяжело обойтись.)
ДЕТИ: бинокль, карту, лекарства, еду, сменную одежду.
Все хорошо, а что мы забыли.
ДЕТИ: Придумать название кораблю. И как же мы его назовем.
ДЕТИ: «Быстрый», «Спасатель», «Ветерок», «Дружба».
Какое название больше подходит.
ДЕТИ: выбирают.
А теперь распределим, кто, что будет делать.
(Выбор группы детей)
ДЕТИ: договариваются между собой кто что делает.
Кто будет мастерить штурвал.
ДЕТИ: Выбирают 2-3 детей.
Якорь кто смастерит.
А вот кто будет писать название корабля.
ДЕТИ: назначают.
Девочки, а вы между собой распределите, кто будет собирать лекарства, еду, вещи и т. д.
Нам нужно торопиться спасать наших друзей - человечков. Поэтому как будем работать.
ДЕТИ: Дружно, спокойно, уступать друг другу и помогать друг другу.
ДЕТИ СТРОЯТ КОРАБЛЬ из стульчиков, привязывают якорь, приделывают штурвал, прикрепляют название, размещают бытовые заготовки.
Посмотрим готов ли наш корабль. Ничего не забыли.
Доложите о выполнении своей работы.
ДЕТИ ДОКЛАДЫВАЮТ ПО ГРУППАМ,
КОМАНДА СТРОИТЕЛЕЙ:
Мы очень старались выполнить работу в короткий срок. Корпус крепкий и надежный. На корабле чистота и порядок. Мы гарантируем надежность корабля.
ДЕВОЧКИ:
Продукты доставлены на борт лучшего качества. Одежда приготовлена на все случаи жизни. Лекарства, бинты, зеленку заготовили в нужном количестве.
Название корабля написано и приделано на борт и нос корабля.
Якорь надежно привязан и не подведет.
Штурвал корабля сделан по самой передовой технологии. Он в надежных руках.
Бинокль и карта доставлены на борт корабля и находятся в рубке у капитана.
Ваши отчеты о проделанной работе мне очень понравились. Готовимся к отплытию.
4. ВЫБОР КОМАНДЫ.
А что нам еще нужно сделать, чтобы отплыть к друзьям - человечкам.
ДЕТИ: выбрать команду корабля.
Кто входит в команду.
ДЕТИ: капитан, матросы, врач, медицинская сестра, повар, радист, штурман и т д.
(выбор команды корабля и распределение ролей).
Расскажите, какими качествами должны обладать медики и что они должны делать.
ДЕТИ: врач осматривает больного и назначает лечение, а медицинская сестра дает таблетку, делает укол, перевязывает. Врачи должны быть добрыми, чистоплотными, аккуратными и быстро помогать в беде человеку.
И кто лучше всего подойдет на эту должность.
ДЕТИ: выбирают, решают.
Кто знает, как повара на корабле зовут.
ДЕТИ: кок.
Что должен уметь делать кок в первую очередь.
ДЕТИ: вкусно готовить
Кто подойдет на эту роль. У кока должны быть помощники.
ДЕТИ:
А зачем нам матросы.
ДЕТИ: Они содержат корабль в чистоте. Всем помогают. Работают в машинном отделении.
И кто же у нас будет матросами.
ДЕТИ:
А почему вы их выбрали.
ДЕТИ: Потому что они в группе приходят всем на помощь и всю умеют делать.
Кого мы еще не выбрали.
ДЕТИ: капитана и штурмана.
Какой должен быть капитан.
ДЕТИ: смелый, отважный, справедливый, добрый, веселый, находчивый и т д.
И кто же у нас будет капитаном.
ДЕТИ обсуждают кандидатуру на роль капитана.
Кто такой штурман.
ДЕТИ: Человек, который помогает капитану вести корабль по морю.
Дети выбирают штурмана.
Остальные будут пассажирами корабля.
(Дети надевают атрибуты- воротнички и шапочки).
Кто поднимается на корабль первым.
ДЕТИ: команда корабля.
5. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ИГРЕ.
Капитан командуй.
КАПИТАН: Команда стройся!
ДЕТИ СТРОЯТСЯ.
КАПИТАН: Команда корабля « Дружба» к отплытию готова?
(Идет перекличка. Каждый ребенок делает шаг вперед, называет свою роль и имя. Затем занимают места на корабле.)
А теперь кто может подняться на борт корабля.
ДЕТИ: пассажиры.
(Строятся друг за другом всходят на корабль. Матросы помогают всем устроиться).
Штурман: Матрос Саша помогите женщине с ребенком.
Матрос Саша: Есть! Давайте ваш чемодан я донесу до каюты.
Женщина: Спасибо. Вы очень любезны.
Штурман: Матрос… проводите пожилого человека до каюты.
Матрос: Есть! Следуйте, пожалуйста за мной. Осторожно здесь лестница.
(и т. д.).
Капитан: Все заняли свои места.
Штурман: Пассажиры приняты на борт. Все устроены в своих каютах. Ждут отплытия корабля.
Капитан: Отдать швартовые.
Матрос поднимает якорь.
Капитан: Поднять паруса.
Матросы: Есть! Поднимают руки вверх и машут.
(включить музыку шум моря).
6. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
Капитан берет бинокль и смотрит.
Штурман: Что - то похолодало и небо заволокли тучи.
Капитан: Надвигается шторм. Нам нужно срочно отбить телеграмму, может ближайшая бухта примет нас. … составь сообщение и отнеси радисту.
Ребята, помогите штурману составить сообщение. Мы говорим, а он записывает.
ДЕТИ: На море сильный шторм. Просим ближайшие бухты принять наш корабль. Сообщите, у кого есть место на пирсу.
Штурман записывает и относит телеграмму радисту.
Радист: надевает наушники и стучит пальчиками по рации, сделанной из конструктора. (штурман стоит рядом).
Радист: Телеграмму передал. Жду ответа.
(поправляет наушники и говорит).
Бухта « Приют» готова нас принять.
Штурман записывает на лист бумаги сообщение и идет к капитану.
Штурман: Ой, какой сильный дождь! И ужасно холодно.
(изображает, что холодно, сыро).
Пассажиры изображают дождь и ветер; хлопают в ладоши и гудят.
Штурман отдает лист капитану.
Капитан читает и отдает команду.
Капитан: Матрос… право руля.
Капитан: Матрос… проверь пассажиров и доложи.
Матрос: Есть!
Матрос…: Капитан, у пассажиров все в порядке.
Матрос…: На корабле без происшествий.
Капитан: Спасибо, все свободны.
Штурман: Капитан, мы швартуемся.
Капитан командует:
Пассажиры выходят на берег.
(Дети встают и выходят).
Врач, осмотреть всех.
(осматривает всех).
Кок накормить всех.
(хлопает ладошка в ладошку).
Капитан: Команда на берег.
(на берегу встречает их хозяин).
Вы прибыли в бухту «Приют». Мы очень рады вас видеть. Чем мы можем вам помочь?
Капитан: Большое вам спасибо, что вы смогли дать нам отдых. У нас все в порядке, жертв и разрушений нет. Мы переждем шторм и отправимся дальше.
Капитан: Матросы, осмотрите корабль. Устраните неполадки и доложите.
Кок: Всем выдан сухпаек.
Врач: Все здоровы. Раненых нет.
Матросы поправляют стульчики, наводят порядок.
« Хозяин» проводит игру с пассажирами « Если нравиться тебе, то делай так…»
Штурман докладывает капитану: Дождь прошел, море успокоилось. Корабль к отплытию готов.
Капитан: Где моя карта? Я должен проверить наш маршрут.
Всем занять свои места.
7. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
- Отдать швартовые.
Матрос: Есть и поднимает якорь.
(звучит музыка шум моря).
Капитан смотрит в бинокль.
Вот мы и приплыли, на берегу нас ждут наши друзья - человечки.
Штурман: Но что это?
Матросы хором: Акула!
Штурман: Свистать всех наверх.
Капитан: Вот что, оказывается, случилось у наших друзей - человечков
Врач: Около берегов их страны поселилась акула. И они не могут отдыхать, плавать и загорать.
Кок: И что же теперь делать?
Капитан: Мы её сейчас прогоним!
Игра «Акула»
Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «акула» дети объединяются в группы по 2-3 человека. «Акула» ест только одиночек. «Акула» - водящий выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается. В конце игры дети делают большой круг, «акула» бегает, пока открыты ворота. По сигналу ворота закрываются, «акула» оказывается в кругу.
- после игры капитан дает команду
Штурман, привести корабль в порт.
Штурман: Слушаюсь! Разрешите выполнять!
Капитан: Выполняйте!
А мы с матросами доберемся до берега вплавь. (Все изображают пловцов.)
На берегу, ширма с куклами, за ширмой спрятаны 2 ребенка.
1ый: Вы сильные и смелые ребята. А самое главное - дружные!
2ый: Вы нашу страну спасли от акулы. Большое вам спасибо!
(Все поют песню «Настоящий друг»)
8. Итог
Капитан: По местам! Готовимся к отплытию домой! (дети занимают свои места)
Куклы (дети): Просят закрыть всех глаза на корабле. Произносят слова - заклинания, чтобы корабль «Дружба» оказался быстро дома.
Штурман: Вот мы и дома!
Капитан: Пассажирам покинуть борт корабля!
(пассажиры сходят и говорят слова благодарности)
Капитан благодарит команду за отличную службу.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Описание материала : Данный материал может быть использован воспитателями детского сада с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Данная сюжетно-ролевая игра способствует всестороннему развитию дошкольников. Материал поможет последовательно организовать сюжетно-ролевую игру «Путешествие».
Цель игры: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни.
Задачи:
1. Продолжать формировать интерес к Родине.
2. Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны.
3. Расширять представления о различных природных объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.
4. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.
5. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
6. Совершенствовать диалогическую форму речи.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Блок 1. Ознакомление с социальной действительностью
- «Кто придумал глобус» - «Труд космонавтов» - «Труд моряков и рыбаков» - «Города нашей страны» - «Дальние страны» |
Познакомить с историей создания глобуса. Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Углублять представления о Родине - России. Расширять знания о разных странах. |
|
Просмотр мультфильмов - «Остров сокровищ» - «Стёпа моряк» - «Тайна третьей планеты» -«Мореплавание Солнышкина» - «Приключения капитана Врунгеля» |
Расширять представления детей о путешествиях. |
|
Рассматривание глобуса, физических карт мира, Росси. |
Учить пользоваться картой и глобусом: показывать континенты и страны, заинтересовавшие детей. |
|
Рассматривание иллюстраций о животных, птицах, морских обитателях. |
Расширять представления о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные |
|
Рассматривание альбомов, иллюстраций о странах и городах земного шара, о городах России и Башкортостана. |
Знакомить с нашей планетой (Земля - это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия; два полюса: Северный и Южный.). |
|
Чтение произведений Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Спасение», «Возвращение» С. Сахарнов «Два радиста», «Самый лучший пароход», «Магеллан», «Разноцветное море» С. Балузин «Страна, где мы живём» Б. Житков «Челюскинцы», «Что я видел» Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне» |
Расширять представления детей о профессиях, о мире, о путешествиях, видах транспорта. |
|
Окружающий мир. -«Мы все жители планеты Земля» -«Страна, в которой мы живём». - «Республика, в которой мы живём». - «День космонавтики». - «Новогоднее путешествие» Изобразительная деятельность. а)Рисование. - «На чём люди ездят» - «Город вечером» - «Мы идём на экскурсию (в поход)» -«Что такое космос» -«Ракета летит на луну» - «Сказочное царство» - «Кем ты хочешь быть» -«Пароход» -«Леса нашей Родины» -«Кто живёт в цветистом лесу» -«Сундук для сокровищ(Дымковская, Городецкая росписи)» б) Аппликация. -«Матрос с сигнальными огнями» -«Пароход» -«Поезд, в котором мы ездили в другой город» -«Корабли на рейде» -«Матрос» -«Космонавт» -«Животное с другой планеты» -«Животные жарких стран» -«Заколдованный лес» г) Конструирование Из строительного материала Из бумаги -«Парусная лодка» Из природного материала -«Вертолёт (1. Пробка. 2. Еловые шишки, грецкие орехи и др.) -«Плот» (Веточки деревьев) -«Космонавт» (Солома) -«Антарктида» (Еловые шишки, фисташки, чашечки жёлудя, пенопласт) -«Космонавты у ракеты» (Плоды шиповника или лесной орех, жёлуди, галька) -«Парусник» (Ракушки). |
Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Познакомить с географической картой мира, учить читать её. Закрепить знания о названии страны, в которой мы живём. Познакомить с географической картой Росси. Расширять представления детей о космических полётах. Познакомить детей с особенностями встречи Нового года в разных странах мира. Учит изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции. Учить передавать картину вечернего города, его цветовой колорит. Учить рисовать фигуру человека в движении. Закреплять умение передавать пропорции фигуры человека. Учить создавать фантастический рисунок выразительными средствами. Передавать форму ракеты без деталей, применяя, если надо, приём вырезывания из бумаги сложенной вдвое. Закреплять умение выполнять изображение в определённой цветовой гамме. Развивать умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде. Учить передавать в рисунке форму, относительную величину и расположение частей. Учить передавать особенности разных пород деревьев, располагать деревья в рисунке, чтобы создавалась картина леса. Упражнять в изображении животных и насекомых от пятна, печатью пальцем, монотипией. Формировать знания и умения в выполнении различных росписей. Упражнять детей в изображении человека, в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Учить создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки. Закреплять умение лепить человека. Упражнять в использовании разных приёмов лепки. Развивать умение создавать изображение по скульптуре. Учить точно, передавать позу, движения. Учить задумывать содержание лепки в определённом воспитателем направлении, развивать самостоятельность, творчество. Закреплять умение лепить животных, передавая характерную форму и пропорции тела и частей. Продолжать учить использовать стеку, природный и случайный материал для передачи характерных признаков образа Совершенствовать умение работать по готовой выкройке, создавать из бумаги объёмные фигуры. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предметов (корабля), передавая основную форму и детали. Учить работать с новым материалом - пробкой. природного материала (еловых шишек, грецкого ореха и т.д.) Учить мастерить плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине. Закреплять умение работать с соломой; самостоятельно создавать схему последовательности изготовления игрушки. Совершенствовать умение работать с разнообразным природным материалом, навыки скрепления деталей игрушек. |
Блок 2.Обучающие игры
Дидактические игры -«Где был Петя?» -«А если бы…» -«Где мы были, не скажем, что видели, покажем» -«Для чего нужны предметы» -«Узнай, где я нахожусь» -«Кем быть» -«Солнечная система» -«Сказочная карта» |
Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания. Воспитывать находчивость, сообразительность, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами. Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Закреплять знания детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Закреплять, углублять знания о разных видах деятельности. Расширять знания о планетах солнечной системы. Знакомит со странами в которых живут или жили авторы сказок. |
|
Сюжетно - дидактические игры -«Путешествие по родному городу» -«Весёлое путешествие в Африку» |
Закреплять знания о родном городе. Обучить игровым действиям в воображаемом плане; формировать творчество при создании игровой среды. |
Блок 3. Предметно-игровая среда
Атрибуты:
Географические карты: Мира, России, Башкортостана
Карта звёздного неба
Изображение планет
План - схема групповой комнаты
Приборы: компас, бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты, рация (макет) и наушники, штурвал, руль.
Бескозырки, матросские воротники
- «Клад» - разноцветные камешки в сундучке, бусы, кольца, браслеты и др.
Иллюстрации о животных, птицах, растениях Башкортостана, России, мира.
Иллюстрации о городах, реках, озёрах, морях, океанах.
Фигурки животных, птиц, насекомых, подводных обитателей, деревьев.
Карточки с описанием планет, стран, материков, городов.
Предметы - заместители:
Рация - Макет изготовлен из коробки, проволоки, ручек для мебели.
- «Клад» - различная бижутерия: бусы, цепочки, кольца, кулоны, браслеты и др.
Бескозырки - ленточки синего или голубого цвета.
Карта звёздного неба - чёрная ткань с прорезями в виде созвездий.
Подзорные трубы - трубки от рулонов самоклеющейся бумаги.
Корабль, самолёт, ракета и другой транспорт - строительный и бросовый материал,
Флажки для украшения корабля.
Варианты сюжетных игр
1. «Полёт в космос»
Для городского зоопарка нужны новые редкие животные. Директор зоопарка (воспитатель) предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
2. «Ищем клад»
Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах. Капитан (воспитатель или ребёнок) предлагает отправиться на поиски клада. Выбирается средство передвижения.
3. «Мореплаватели»
Обыгрывание плавания в соответствии с взятой на себя ролью: корабельный врач - лечение; кок - приготовление пищи; капитан - управление транспортом; механики - ремонт транспорта, его заправка; радист - передаёт радиограммы на берег; матросы - борьба со стихией, ловля рыбы и др.
4. «Спасатели
Получено бутылочное письмо с просьбой о помощи. Спасатели отправляются на помощь.
5. «Туристическая поездка»
На корабле плывут туристы. Ребёнок-экскурсовод рассказывает о странах, мимо которых проплывает корабль.
Вариант. Несколько детей исполняют роль экскурсовода, и каждый из них рассказывает о какой то стране.
6. «Через тернии - к звёздам»
Путешествие по планетам или созвездиям солнечной галактики.
«Сюжетные картины» - Бытовой жанр. И. И Левитан. Пименов. ПЕЙЗАЖ изображение природы «пейзаж» с франц. «вид страны, местности». Царевна - лебедь. В. Г. Перов Проводы покойника 1865 г. Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в ХVII- ХVIII веках. Анималистический жанр. Демон. К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни.
«Россия страна» - В XIX – XXвв. 90% товарооборота приходилось на Европу. Покупает промышленные товары, одежду, обувь, продовольствие, зерно, лекарства. Главные порты: Архангельск, Санкт-Петербург, Астрахань. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. –М.: Просвещение, 2006. Биогеография. Гидрология.
«Броня России» - Броня россии. Отрывок из документального фильма «Владыка гидросферы – «Акула». Сравнительные характеристики ракетных комплексов мх (США) и рс-20 (Россия). Тем, кто создает броню России. Кто они – герои нашего времени? Как никогда, быстро идет великая научная стройка в наши дни. Наш ядерный щит позволяет решать все задачи, которые он должен решать.
«Политика Александра 1» - Тайные организации. Русско-Иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Россия в первой половине 19 века. Дайте общую оценку первого этапа войны. Почему русская армия была вооружена устаревшим оружием? Условия Парижского мира. Что являлось главным итогом Крымской войны для Англии, Франции и России?
«Экономические районы России» - Представлены следующие природные зоны - тундры, лесотундры и тайги. Крупный транспортный узел - Череповец. Высокая концентрация квалификации кадров. Естественный прирост – 5,2%. ЭГП Центрального района. Экономическое районирование России. Северо-Западный район(Состав). приморское, выгодное. Почвы подзолистые и торфяно-болотные.
«Россия в 17 веке» - Экономическое развитие. Сохранение экономического отставания России. Прикреплены к месту проживания уплатой государственного налога (тягла). Дворянство: социальная опора власти приобрело призраки сословия. Формирование абсолютной монархии. Проникновение европейской модели жизни в жизнь знатных людей.
Сюжетно - ролевая игра в старшем дошкольном возрасте.
Разработала воспитатель Слесарева Екатерина Михайловна.
Тема: "Путешествие."
Цель: 1. Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять игровую роль в ходе развёртывания сюжета. Активизировать речевое взаимодействие детей в игре; формировать умение совместно строить сюжет.
2. Продолжать формировать нормы и ценности, принятые в обществе. Продолжать развивать навыки общения и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
3. Расширять представление о труде машиниста пассажирского поезда, туроператора, экскурсовода и о работе туристического агентства. Закрепить и обобщить представления детей о труде взрослых. Воспитывать уважительное отношения к труду взрослых.
4. Вызвать у дошкольников интерес к познаниям по достопримечательностями города Санкт-Петербурга.
Игровой материал: вывеска "Туристическое агенство", компьютер, телефоны, автобус,карта, буклеты, билеты, мягкие модули, игрушки заместители, фрагменты костюмов машиниста, проводника, турагента (бейджик, косынка), туриста(рюкзак, фотоаппарат, телефон, видеокамера), сувениры(магнитики, открытку, статуэтки), деньги,кредитные карты, журналы.
Подготовка к игре: экскурсия в туристическое агентство; рассматривание иллюстраций с изображением пассажирского поезда, машиниста поезда, проводника; беседа о труде туроператора, экскурсовода, машиниста поезда, проводника; подвижная игра "Поезд", дидактические игры "Едем, плывём, летим", "Кому, что нужно", " Профессии"; рассматривание фотоиллюстраций о Санкт-Петербурге; беседа о Санкт-Петербурге -северной столице нашей Родины; ручной труд: изготовление паспортов, муляжей телефонов, денежные купюры, буклетов, вывески "Туристическое агентство" ; чтение художественной литературы " Пётр 1 Великий" Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова "Великие путешественники" М. Зощенко.
Игровые роли: туроператор (турагент) ,туристы, экскурсовод, машинист поезда, проводник, парикмахер, продавец, официант.
Руководство игрой:
1) Создание игровой ситуации-эпизод №1 (Туристическое агентство). Выношу цветные буклеты путешествий, беседую с детьми о их назначении: -Ребята, я вчера разбирала старые книги и нашла вот такие интересные книжки (показываю). Как вы думаете, для чего они нужны и где их можно взять?(ответы, рассуждения детей). Воспитатель мечтательно: " Да, как замечательно было бы съездить в какое-нибудь путешествие...жалко, что у нас нет такого замечательного туристического агенства.(Пауза. Возможно, что дети сами предложат создать такое туристическое агенство, если дети не сделают, то: -Ребята, а давайте-ка вместе с вами огранизуем такое туристическое агенство. Помните мы с вами ходили на экскурсию. Что нам для этого нужно? (дети перечисляют, что необходимо). Где нам можно разместить наше агенство?(Дети выбирают место и достают коробку путешественника). - Молодцы, я тоже думаю, что здесь будет очень удобно. Здесь есть стол, карта, кресло, диванчик, вывеску можно повесить вот здесь.
Я думаю, клиентам будет удобно комфортно. - Ребята, как вы думаете, а кто такие "клиенты"? (Ответы детей: Туристы-люди, которые собираются в путешествие). - Ребята, а кто работает в туристическом агенстве? (Ответы детей: туроператоры, турагенты, директор, менеджер по туризму...) - Чем занимаются турагенты? (Ответы детей: предлагают место путешествия: путёвки, показывают маршрут на карте, рекламируют выбранный маршрут, заказывают билеты, отели, организуют встречи, проводы туристов и экскурсии...) - Сегодня, туроператором буду я, а вы будете клиентами-туристами? (Одеваю бейджик, дети берут рюкзаки).
Здравствуйте, проходите пожалуйста. Устраивайтесь поудобнее.Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? (ответы детей). - На сегодняшний день, я могу вам предложить горящие путёвки, на один день в Санкт-Петербург. Познакомьтесь. (Раздаю буклеты города Санкт-Петербурга). - Вы согласны посетить северную столицу России? (ответы детей). - А на каком транспорте вы бы хотели отправиться в путешествие?(ответы детей: на автобусе, поезде, самолёте...). - Хорошо! Сейчас мы посмотрим какие билеты есть в наличии. К сожелению на автобус и самолёт билетов нет. Есть только на поезд Троицк-Санк-Петербург, 8 марта в 15:00, стоимость билета... рублей. Вы согласны?
Общая стоимость путёвки... рублей, как вы будете оплачивать наличным расчётом или кредитной картой? Для оформления путёвки мне необходим ваш паспорт. - Вот, пожалуйста (раздаю буклеты и билеты).Напоминаю, что поезд отправляется 8 марта в 15:00, ваш вагон №1 места указаны в билете. Не забудьте собрать необходимые вещи и просьба не опаздывать. Приятного путешествия!
2) Создание игровой ситуации-эпизод №2 (Поезд). Вещи мы собрали, билеты на руках (воспитатель оглядывается вокруг). В Санкт-Петербург мы поедем на поезде, а поезда-то у нас нет... Интересно, где же нам взять поезд? (подвожу детей к решению построить поезд, определяем место поезда и начинаем строить). Молодцы! Поезда нас ждёт. А кто же будет машинистом поезда? (предложения детей). Да, согласна с вами. Саша, действительно очень ответственный и внимательный. А кто будет проводником?(предложения детей). Соглашусь с вами, Настя добрая и заботливая. А мы с вами будем пассажирами. - Наш поезд готовится в путь. Внимание, внимание начинается посадка на поезд Троицк - Санкт-Петербург. Уважаемые пассажиры! Не забывайте свои вещи на вокзале! (Ребёнок-проводник проверяет билеты; объявляет, когда отправляется поезд и названия станций.)
Воспитатель показывает образец общения:
Уважаемый проводник, вот мой паспорт и билет. (По ходу игры создать ситуацию обращения к проводнику: чай, журналы. Проводник объявляет конечную станцию: город Санкт-Петербург. Напоминает пассажирам о том, чтобы не забывали свои вещи и прощается).
3) Создание игровой ситуации-эпизод №3 (Экскурсия по городу Санкт-Петербург). Воспитатель-экскурсовод встречает гостей-туристов у поезда:
Здравствуйте, уважаемые туристы! Я ваш экскурсовод Екатерина Михайловна, рада вас приветствовать в нашем городе Санкт-Петербург. Я вас приглашаю совершить по нашему красивому городу прогулку. (просматриваем слайды города):
1 слайд. - Это памятник Петру 1. Он основался Санкт-Петербург. В прошлом году городу исполнилось 310 лет.
Пётр на вздыбленном коне,
На могучем скакуне.
Весь - движенье и полёт
За собою Русь ведёт.
Памятник имеет и другое название "Медный всадник".
2 слайд. -А теперь мы с вами пройдёмся по набережной реки Невы. Название реки произошло от финского слова и означает "болото". Река Нева протекает по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. По реке можно прокатиться на лодках, катерах, речных трамвайчиках. На реке Неве разбит порт для разных морских судов: грузовых, пассажирских. Посмотрите какой легендарный военный корабль пришвартован к берегу реки Нева. Он называется крейсер "Аврора".
3 слайд. -Наш город знаменит большим количеством мостов. Всего их 324.
Летом городу не спится:
Белой ночи сказка длится
И спешишь увидеть ты,
Как разводятся мосты.
Мосты не обычные, а разводные. Зимой, пока река Нева скована льдом, мосты неподвижны. Проводится ремонт, а в тёплое время корабли могут проходить по Неве, но только с 2 часов ночи и до 5 часов утра, в это время разводятся мосты.
4 слайд. - А теперь я вас приглашаю в наш летний сад. Я предлагаю вам присесть на скамеечки полюбоваться скульптурами, бедекой (Слайд парка).
5 слайд. - Это памятник Ивана Крылова.Вы знаете кем был Иван Крылов? (Ответы детей). Верно он писал басни, в руке у него перо и тетрадь. А вы знаете его басни? (Ответы детей). Посмотрите внимательно на пьедестале скульптуры изображены животные, о которых он писал. Есть тут и мартышка, и лев...
6 слайд. - А ещё Санкт-Петербург изветен своими фонтанами. Пётр 1 очень любил море и фонтаны, как символ победы над морской стихией. До Петра 1 люди не знали, что такое фонтаны. Пётр 1 назвал фонтаны "водяными игрищами". Сезон фонтанов открывается в апреле месяце. Полюбуйтесь красотой поющих, цветных фантанов.
7 слайд. - А теперь мы с вами погуляем по Невскому проспекту - это главная улица Санкт-Петербурга. На Невском проспекте находятся 240 зданий.
8 слайд. - Сейчас мы с вами подошли к монетному двору. Здесь чеканят монеты, медали. У нас в стране 2 монетных двора: Московский и Санкт-Петербургский, чтобы узнать на каком дворе изготовили монету надо посмотреть на клеймо под правой лапой орла. Если первые буквы СП - эта монета изготовлена на Санкт-Петербургском монетном дворе, а если первая буква М - то Московский монетный двор.
9 слайд. - В Санкт-Петербурге-очень много львов. Они охраняют город - стоя, сидя, отдыхают. Скульптуры львов являются символами могущества, военной доблести, принадлежности к царской семье. Пётр 1, когда строил город очень хотел, чтобы Санкт-Петербург был сильным, славным городом, поэтому он указала, чтобы в городе установили как можно больше скульптур львов. Их делали из камня, меди, чугуна, бетона... Львов устанавливают до сих пор и никто не смог сосчитать их точно. Посмотрите, какая уникальная ограда, представляющая собой скульптуры 29-ти одинаковых львов, держащих в зубах тяжёлые чугунные цепи. Во дворе детской академии художеств находятся изумительные львы- пестры и весёлые! Их разукрашивали дети.
10 слайд. - Гуляя по Невскому проспекту, мы увидели много удивительных мест. Среди вас есть сладкоежки? Сейчас мы с вами зайдём в музей-шоколада. Вот, где действительно раздолье сладкоежкам! Ведь это не только музей, где можно любоваться экспонатами, но и магазин, понравившийся экспонат можно купить и даже попробовать. Посмотрите на полках разместились раскошные сладости в образе зверюшек, игрушек, шахматных фигурок, кукол. Здесь можно выбрать подарок и взрослому, и ребёнку. Я предлагаю вам выбрать и купить себе сувенир на память. (Дети покупают сувенир-шоколад).
Уважаемые туристы, прогулка наша подошла к концу. Но у вас ещё осталось свободное время до поезда, можете прогуляться по магазинам и приобрести сувениры на память или посетить "Салон Красоты" и сделать причёску у столичных стилистов, или перекусить в кафе. Пожалуйста, не опаздывайте на поезд. Он отправляется в 18:00. (Дети расходятся по зонам, продолжают игру самостоятельно, объеденившись в микрогруппы по 2-3 ребёнка. Воспитатель ноблюдает за игрой).
Оксана Гладышева
Кругосветное путешествие. Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно - ролевая игра
«Кругосветное путешествие »
Цель. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет .
Задачи :
Закреплять умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью;
Формировать умение трансформировать полученные знания в игровые действия;
Развивать навыки социального партнерства;
Развивать психические процессы : творческое воображение и фантазию, внимание, память, мышление;
- Развивать речь детей : обогащать словарный запас, умение вести ролевой диалог;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку;
Создать у детей эмоционально положительное настроение.
Предварительная работа :
Беседа по лексическим темам : профессии, транспорт;
Чтение художественной литературы по темам : С. Сахарного «Самый лучший пароход» , К. Чуковского «Доктор Айболит» , В. Сутеева «Короаблик»
Просмотр мультфильмов «Капитан Врунгель» , «Кораблик» , «Степа моряк»
Рассматривание иллюстраций и картин по тематике
Обыгрывание отдельных сюжетов
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Больница» , «Магазин» , «Корабль»
Изготовление коллажа по теме : Путешественники .
Работа с родителями :
Домашний просмотр фильмов морская тематика
Понаблюдать с детьми за работой продавца, доктора, кассира
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм .
Ход игры.
1часть : (дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, у воспитателя звонит телефон, отвечает на вопрос)
Да это детский сад
Группа «Жаворонки»
- «Путешествие » …
Вы приглашаете нас, отправится в кругосветное путешествие ?
Сейчас посоветуюсь
Ребята вы хотите отправиться в путешествие ?
Ну что ж, тогда собираемся в путь, берем все, что понадобится в дороге
(дети могут наряжаться, брать разные предметы, но при этом, должны объяснить для чего они взяли ту или иную веешь)
На каком транспорте мы будем путешествовать ? ведь дорога дальняя
(ответы детей, лучше остановиться на корабле)
А где же нам его взять?
(можно построить, нарисовать, если есть готовый использовать его)
Смотрите, у нас есть корабль! но нет капитана.
Сможем сами справиться?
2 часть : (распределение ролей)
Тогда капитаном буду я! Так как самая большая и много знаю
Мне нужен помощник капитан, который будет управлять кораблем.
Матрос, можно два, они должны следить за кораблем, исполнять приказы капитана, и не забывать про удобство пассажиров
Нужен кассир, для того чтобы приобрести билеты на корабль
Контроллер, который будет проверять билеты, и пропускать пассажиров на судно
Нам нужен врач, следить за здоровьем путешественников
Так же нужен продавец, где мы могли бы приобрести товар
А еще, нам нужны пассажиры
Ну что ж, роли распределены, тогда давайте собираться в путь!
3 часть : (покупка продуктов в дорогу «магазин» )
Покупаем самое необходимое, что может понадобиться в пути
Все готовы? идем покупать в кассу билеты
4 часть : (покупка билетов «кассир» )
При покупке билетов вы должны назвать любые предметы, которые имеют круглую форму (яблоко, мяч, солнце, колесо)
Билетами будут служить разрезные карточки, кассир выдает детям, при правильном ответе
Все приобретают билеты, и дружно шагают к кораблю.
5 часть : (проверка билетов «контролер» )
Игра «Найди пару» дети становятся парами, только в том случае если совпали картинки (контролер проверяет совпадение картинок, и пропускает на корабль)
6 часть : (Посадка пассажиров «матрос» «капитан» )
Капитан дает команду :
Подготовить корабль к отплытию (осмотр корабля)
Рассадить пассажиров (кому надо подставляет стулья)
Все на борту, всем хватило места, тогда в путь (корабль зашумел, приступил к движению)
Поднять якоря
Право руля, лево руля, так держать (и т. д.)
7 часть : (путешествие )
Дети плывут и поют песню «Мы едим, едим, едим в далекие края…»
(внезапно в корабле появляется вода)
Ребята у нас беда, пробоина в корабле, наш корабль наткнулся на скалу
Вода заполняет наше судно, что делать?
Вычерпываем воду (тем, что есть в руках или руками)
Корабль тонет,
Смотрим налево, направо, ищем остров
- Матрос : вдали виднеется остров, плывем туда
- Капитан : всем покинуть корабль
- Матрос : всем за борт
Пассажиры покидают корабль, ныряют в море
Помогают друг другу плыть, чтоб ни кто не попал в беду и не утонул
Люди тонут, помогите им выплыть на берег
8 часть : (остров «больница» )
Ребята, кто пострадал, кому нужна помощь?
На них напала акула, они нуждаются в перевязке
Где наш доктор (доктор раскладывает больничку, и оказывает первую помощь пострадавшим)
Пожалейте друг друга, все позади (дети обнимаются, жалеют друг друга)
Мы спасены, Ура!
Что-то я проголодался, вы хотите кушать?
Капитан с матросом идут за дровами, будут разжигать костер (строят кострище)
Девочки готовят еду, и накрывают стол (дети усаживаются в круг и кушают )
Смотрите, уже темнеет, стало холодать
Джунгли ночью опасны, здесь бродит много зверей, дождь скоро пойдет
Пора строить шалаш, чтобы переночевать
9 часть : (постройка шалаша)
Дети предлагают из чего можно построить шалаш, нужно рассмотреть все варианты предложенные детьми, например :
Давайте сдвинем столы, и накроем пеленками, чтобы дождь не замочил нас
А девочки найдут, на чем спать, ведь земля холодная (несут с кукольного уголка матрасики)
Залазим в шалаш, начинается дождь (дети беседуют)
Пора спать, а завтра мы подумаем, как добраться до дому….