Шашки – это очень известная настольная игра для двоих участников. Как играть в шашки правильно знают единицы, и еще меньше людей осведомлено о способах, обеспечивающих гарантированную победу в любой партии. Хотя ее правила просты, их знаний недостаточно, чтобы постоянно оставаться победителем. Для этого нужно как следует попрактиковаться в применении некоторых хитростей.
Правила игры в шашки
Играть в эту настольную игру нужно на стандартном поле с количеством клеток 8х8. Общее число игровых фигур на двоих – 24, т.е. на одного участника их раздают по 12. Перед тем как их расставлять, нужно повернуть доску так, чтобы в нижнем левом углу перед участником, играющим за белые шашки, была клетка черного цвета. Используются только темные поля – на них противники расставляют фигуры.
Основная цель – полностью убрать все фигуры соперника или заблокировать их, чтобы он не мог дальше «двигаться» и у него не осталось доступных ходов. Играть нужно следующим образом:
- Игрок, которому достались белые фигуры, ходит первым.
- Участники перемещаются только на черные поля, то есть по диагонали, и двигаются вперед – такой способ хода называется «тихий».
- Чтобы побить противника, ходят также, по диагонали, «перепрыгивая» через соседнюю «вражескую» фигурку, если следующее поле по той же диагонали свободно – этот тип хода называется «бой».
- Шашка, которой бьют фигуру соперника, становится на клетку за ней, а побитую снимают с поля.
- Фигура, дошедшая до противоположного края доски, становится дамкой (ее переворачивают или ставят сверху вторую, чтобы отличать «королеву» от простых фигур).
- Дамка получает право перемещаться на любое количество клеток вперед или назад (но только по диагонали), а в процессе битвы она может вставать на свободный квадрат за атакуемой фигурой, если таких несколько.
Начинающие игроки часто интересуются, можно ли бить назад, играя простыми фигурами, не дамками. Здесь все зависит от разновидности шашек: одни версии предполагают, что фигуры могут ходить и бить только вперед, а другие – в две стороны, к тому же у разных по статусу пешек возможности отличаются. Для начинающих лучше всего подходит самая простая, русская версия. После небольшой практики участник при желании сможет перейти на сложный уровень, научившись играть в другие разновидности шашек.
Русские
Эта вариация основана на простых правилах, о которых рассказано выше. Что касается того, можно ли в шашках ходить назад, то русская версия предполагает такую возможность – простым фигурам разрешено передвигаться вперед и бить в любом направлении. При этом никаких ограничений на количество побитых зараз пешек нет. За один ход участник может убрать две, три и при возможности большее число фигурок соперника.
Китайские
Как играть в шашки этой разновидности? Для них предусмотрено поле, имеющее вид шестиконечной звезды, у которой на вершинах располагается от 6 до 10 фигурок. Играют в китайские шашки и вдвоем, и с большим количеством участников, до шести человек. Цель – переместить свои фишки к противоположному концу поля. Первым ходит тот, кому розданы самые яркие по цвету фигурки, а остальные делают ходы за ним по часовой стрелке.
За один ход у игрока есть возможность передвинуть одну фишку в любом направлении. При этом он может перепрыгивать через чужие фигурки, когда за ними есть свободное поле. Если за пустым квадратом есть другая фишка, ее разрешается бить за один и тот же ход. Победителем становится тот, кто первым доберется до противоположного конца поля, а другие участники при желании распределяют между собой второе, третье и последующие места.
Английские
Зная все основные правила стандартной игры, легко понять, как играть в английские шашки. Для них нужна обычная шахматная доска и по 12 фишек каждому сопернику. Расставляют их так же, как в обычной версии игры, заполняя черные клетки первых трех рядов с каждого края поля. Первый ход делает игрок с черными фишками. Простые фигуры могут ходить и бить только вперед, а назад позволяется лишь дамке и только на одну клетку.
Уголки
Эта разновидность игры ведется на обычной доске 8х8. У каждого участника по 9 фишек. Их расставляют квадратом 3х3 в первом ближнем для игрока углу поля. Как играть в уголки? Фигурки нужно перемещать на соседние клетки по вертикали или горизонтали, а еще разрешается перепрыгивать через фишки соперника, которые стоят на свободных полях, если место за ними свободно. Цель игры – первым занять угол противника.
Поддавки
Правила этой игры аналогичны тем, которые действуют в более привычной русской версии, но цель другая. Игроку необходимо заставить противника побить все его фигуры или заблокировать их, то есть специально подставлять себя под удар. Каждому участнику обязательно нужно бить все доступные для этого действия игровые фишки соперника, даже тогда, когда за один ход он может побить сразу несколько штук. Побеждает тот, кто первый освободится от всех своих фигур.
Шашки Чапаева
В них играют на обычной доске, а каждый участник в начале партии располагает восемью фигурками. Их расставляют на противоположных краях поля горизонтальными рядами, но при желании игроки могут договориться о любом другом изначальном расположении. Цель каждого – выбить все чужие фишки с доски, а делать это нужно при помощи щелчка по своей шашке. Когда игроку не удается выбить ни одной из фигурок соперника или если он теряет свою фишку, ход передается противнику.
Эта настольная игра ведется в несколько раундов. После первой партии победитель ходит первым и располагает на поле свою линию фигур на одну клетку вперед. Когда шашки становятся друг к другу вплотную, проигравший последнюю партию отступает на одну линию назад. Окончательным победителем будет тот, кому удастся перебить все шашки соперника в этом раунде.
Японские
Поле для игры в японские шашки имеет размер 19х19. Изначально у игроков неравное количество фишек – один получает 181 шт. черных, а другому достаются 180 шт. белых. Цель игры – захват и контролирование территории поля. Тот, кто займет большую площадь, чем противник, и будет победителем. Для совершения хода фишку перемещают на пересечение линий, которое называется пунктом.
Первый ход делают черные. Рядом с каждой фишкой по вертикали или по горизонтали должен быть хотя бы один свободный пункт. Когда пешка или группа полностью окружены камнями соперника, они считаются взятыми в плен и убираются из поля. За каждую захваченную фигурку и свободный пункт насчитывается по одному очку, а победитель определяется путем подсчета этих баллов.
Как научиться хорошо играть в шашки
Чтобы быстро изучить правила игры, рекомендуется потренироваться на компьютерных симуляторах. В интернете легко найти подходящий вид на свой вкус: классические, упрощенные варианты для начинающих, симуляторы с выбором уровня сложности и возможностью делать ставки на деньги и даже такие, где роль соперника выполняет анимированная девушка, с которой игрокам предлагается играть на раздевание.
Желательно выбирать игровые симуляторы, где есть возможность и вести игру с компьютером, и играть с людьми в режиме онлайн без регистрации. Первый вид поможет понять, какая общая тактика применяется для достижения победы и как выиграть партию, используя логическое мышление. Партии с настоящими участниками обеспечат необходимую реальную практику.
Как научиться играть в шашки настолько хорошо, чтобы выходить победителем если не из всех, то из большинства партий? Для этого необходима собственная стратегия. Чтобы выработать свой личный план победы и постоянно выигрывать с его помощью, нужно опираться на следующие рекомендации опытных игроков:
- Тренируйтесь мысленно менять расположение фигур на поле исходя из планируемого хода, тем самым просчитывая развитие событий на несколько ходов вперед.
- Старайтесь держать свои фигуры ближе к центру доски – это положение является самым выгодным для движения вперед и помогает играть, избегая блокировки.
- Пытайтесь быстрее сделать свои фигуры дамками, передвигая их к тем зонам игрового поля, где у противника фишек меньше или они более уязвимы.
- Насколько это возможно, подольше не передвигайте с изначального места фишки последнего ряда – это не позволит сопернику быстро сделать свои фигуры дамками.
- Старайтесь перемещать фишки парами и компактными группами, чтобы усложнить для соперника их захват.
Как научить ребенка этой интереснейшей настольной игре? Для этого важно увлечь его процессом и тогда он легко освоит правила и совсем скоро станет полноценным соперником, который всегда будет рад поиграть даже с опытным взрослым игроком. Чтобы добиться этого, показывайте ребенку разные варианты того, как быстро выиграть, позволяя одержать победу и поддерживая дух соревнования. Так он почувствует вкус чемпионства, непременно заинтересуется процессом и будет играть с увлечением.
Шашки — разновидность древней игры алькерк. Они были очень популярны в средневековой Европе. Как и в шахматы, играть в шашки сегодня можно с компьютером. Но для этого надо хотя бы научить ребенка правилам этой настольной игры. Освоить правила игры в шашки помогут картинки. Есть разные версии этой игры. Они различаются ходами, фигурами, количеством полей на доске.
Английские шашки
Что нужно для игры: доска 8 на 8 квадратов и по 12 шашек на каждого игрока
Фигуры на доске надо расставить так, чтобы правый нижний угол был белым и пустым.
Игру начинают белые фигуры. Шашка перемещается по диагонали на ближайшее свободное поле.
Чтобы съесть фигуру противника, нужно перепрыгнуть через нее на свободное поле. Если есть возможность съесть фигуру, это обязательно надо сделать.
За один ход можно съесть несколько шашек.
Если игрок довел свою фигуру до противоположного края доски, он переворачивает шашку (а). Она становится дамкой и может двигаться по диагонали вперед или назад (б).
Съесть дамку может любая шашка.
Есть два правила шашек, которые обычно соблюдаются, хотя они и неофициальные.
1. Игрок обязан съесть шашку противника, если у него есть такая возможность. Если он этого не делает, его шашку убирают с доски.
2. Дамку можно передвигать на любое количество полей. Но, съев шашку противника, дамка должна занять поле позади съеденной фигуры.
Атланбадж (турецкие шашки)
Восточная Европа
Количество игроков: 2
Что нужно для игры: доска 8 на 8 квадратов и по 16 шашек на каждого игрока
Игроки по очереди передвигают шашки вперед или вбок. Ходить назад или по диагонали нельзя.
Когда шашка попадает на противоположный край доски, она становится королем.
Чтобы внешне выделить короля, на него ставят шашку такого же цвета. Король может двигаться вперед, назад или вбок на любое количество квадратов.
Чтобы съесть фигуру противника, надо перепрыгнуть через шашку на свободное поле позади нее. За один ход можно съесть несколько фигур. Обычным фишкам не обязательно есть фигуры противника, но король должен съесть столько фигур, сколько может.
Выигрывает тот, кто убрал с доски все шашки противника.
Бельгийские шашки (поддавки)
Франция и Англия
Правила такие же, как в английских шашках, с одним важным отличием: выигрывает тот, кто первым потерял все свои шашки!
Итальянские шашки
Италия, конец XVI века
Правила такие же, как в английских шашках, но с одним отличием: дамку может съесть только другая дамка. Побеждает тот, кто съест все чужие фигуры.
Если перед игроком стоит выбор между двумя ходами, он должен выбрать тот, который позволит ему съесть как можно больше шашек противника. Если количество шашек одинаково, то игрок должен съесть наиболее ценные фигуры.
Из книги «Играй! Самые интересные детские игры со всего мира»
Ольга Пузырёва
Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки»
Консультация для родителей
«Как »
Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми , самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки .
Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка - это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Поэтому те родители , которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками , уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам . Обязательно постарайтесь познакомить ребёнка с игрой в шашки . Начинать играть можно уже в 3 – 4 года. Для малышей очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. Именно это понадобится ребёнку , когда он пойдёт в школу, что ещё раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив , плохо выдерживает длительные занятия и т. п. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка эти необходимые качества и помогает лучшим успехам во время учёбы в школе. Во многих общеобразовательных школах открыты и рекомендованы кружки шашек.
Возникает следующий вопрос : как научить ребенка играть в шашки . На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Ведь правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок. Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам да и другим полезным развивающим играм .
Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки , а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.
Несколько советов, которые помогут вам увлечь ребёнка шашками :
1. Осваивайте литературу по шашкам , а также различные шашечные сайты. Это нужно для того, чтобы изучать творчество известных шашистов, самостоятельно изучать приёмы игры, уметь решать и объяснять ребёнку задачи по шашкам , изучать интересные и красивые шашечные позиции и партии.
2. Старайтесь находить возможность играть в шашки с человеком или хотя бы с компьютером, если нет другой возможности. Для этого достаточно установить простую бесплатную шашечную программу или, для большего эффекта, ту, которая способна к сохранению и анализу сыгранной партии, а также которая сможет указать на совершённые ошибки.
3. Рассказывайте ребёнку разные истории про шашки .
4. Показывайте ребёнку несложные увлекательные элементы игры в шашки
5. Не скупитесь на похвалы для ребёнка за достигнутые успехи в игре, не ругайте его в случае неудачи. Говорите, что гордитесь его успехами в шашках , хвастайтесь ими в присутствии других людей. Заинтересовывайте ребёнка , а не принуждайте его. Главное, чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.
ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно . Внимательно рассмотрите фишки (форму, цвет, доску, выделяя белые и чёрные поля, материал, поверхность. Дайте ребёнку возможность обследовать руками фишки, убедиться в особенностях внешнего вида перевёрнутой шашки (будущей дамки) . Дайте ребёнку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по чёрным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребёнку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью расстановки их на чёрные поля. Предложите ребёнку правильно расставить шашки на игровом поле , объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на чёрные клетки. Для закрепления полученной информации предложите ребёнку взять 12 шашек одного цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.
Переходим к обучению ходам по диагонали вперёд на свободное соседнее чёрное поле. Количество шашек лучше сократить с 12(24) до 4(8) . Это даст ребёнку возможность сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зрительного напряжения и утомления, отрабатывать важные моменты игры (ходы, бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.
Объясните ребёнку смысл игры – уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперёд. Простая шашка назад не ходит . Проигравшим считается тот , у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность делать ходы.
Проведите тренировочную игру с ограниченным числом шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребёнок рано или поздно столкнётся с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно . Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть» ) шашку противника и убрать её с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад. Расскажите ребёнку , что в любом бою, в том числе и в шашечном, есть герои. Это простые шашки , которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками – дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по любым диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника . Она представляет собой перевёрнутую шашку . Можно в дамку вставить круг другого яркого цвета. Так ребёнку будет легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки соперника и следить за ними особенно пристально.
Начинается сама игра . Взрослый спрашивает у ребёнка , кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьёвку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного сосредоточения, внимания, обозрения всего поля. Как правило, ребёнок так сосредоточен своей стратегией, передвижением шашек, что не может оценивать картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации. Задача взрослого – научить детей правилу : перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле , а также прогнозировать развитие ситуации.
КРАТКИЙ СПИСОК ТЕРМИНОВ ИГРЫ В ШАШКИ
Простая - обычная шашка (не дамка) .
Бортовые шашки - шашки , занимающие бортовые поля шашечной доски.
Дамочные поля - поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.
Дамка - шашка , достигшая дамочных полей.
Ход - передвижение шашки с одного поля на другое.
Тихий ход, или темп - простое перемещение шашки .
Ударный ход, удар, или бой - ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.
Поддача - преднамеренная постановка шашки под удар .
Размен - поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.
Проходная шашка - шашка , которой обеспечен проход в дамки.
Прорыв - стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.
Столбняк - противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.
Решето - расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.
Запирание - положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.
ПРАВИЛА ИГРЫ В РУССКИЕ ШАШКИ
(регламент соревнований)
У каждого игрока по 12 шашек, которые расставляются по чёрным полям на доске в 64 клетки (8) . Доску нужно ставить так, чтобы угловое чёрное поле находилось слева от играющих . Шашки двигаются только по чёрным полям по диагонали вперёд на свободное соседнее поле. Начинают игру белые. Ходы делают по очереди. Нельзя делать подряд несколько ходов. Простые шашки назад не ходят . Если белая и чёрная шашки встретились и находятся на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой противника свободно , тот из играющих , чья очередь хода, обязан взять (побить) её и снять с доски. Брать (бить) шашку соперника можно ходом вперёд и назад, если за ней есть свободное поле.
На доске может возникнуть такое положение, что под ударом окажутся сразу несколько шашек противника, тогда их берут (бьют, используя «мостик» , перешагивая через каждую шашку на свободное поле за ней. Через два свободных поля перешагивать нельзя, так же как нельзя ходить через две свободные шашки .
Если простая шашка , двигаясь по доске, достигла последнего ряда, она превращается в дамку. Дамка может ходить по всем четырём диагоналям на всю длину вперёд и назад, если они свободны от шашек. Если за шашкой противника имеется несколько свободных полей подряд, то дамка, взяв неприятельскую шашку , вправе остановиться на любом из свободных полей. Может брать сразу несколько шашек, если за каждой из них есть хотя бы одно свободное поле. После взятия шашки противника , дамка может менять направление следующего удара.
Если вы прикоснулись к своей шашке , то обязаны ею пойти. А после того, как переставили её на другое поле и отняли от шашки руку , считается, что ход сделан.
При обоюдной невозможности сделать ход, проигрывает тот, чей ход.
Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».
Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку
С названьем «чудо – шашки»
!
И вскоре от победы
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
« Ох уж эти шашки!»
Корчагина Ирина
Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее), я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей.Поэтому начну именно с того, что расскажу, какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание , что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую в старшей группе детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления , которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте,заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному .Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее.Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого я рекомендую не затягивать занятия (продолжительность не должна превышать 25 минут) , чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.
Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).
Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.
По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.
Шашки – это волшебная игра
. Она одновременно и простая, и сложная.Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Шашки - разновидность древней игры алькерк. Они были очень популярны в средневековой Европе. Как и в , играть в шашки сегодня можно с компьютером. Но для этого надо хотя бы научить ребенка правилам этой настольной игры. Освоить правила игры в шашки помогут картинки. Есть разные версии этой игры. Они различаются ходами, фигурами, количеством полей на доске.
Количество игроков: 2
Что нужно для игры: доска 8 на 8 квадратов и по 12 шашек на каждого игрока
Фигуры на доске надо расставить так, чтобы правый нижний угол был белым и пустым.
- Игру начинают белые фигуры. Шашка перемещается по диагонали на ближайшее свободное поле.
- Чтобы съесть фигуру противника, нужно перепрыгнуть через нее на свободное поле. Если есть возможность съесть фигуру, это обязательно надо сделать.
- За один ход можно съесть несколько шашек.
- Если игрок довел свою фигуру до противоположного края доски, он переворачивает шашку (а). Она становится дамкой и может двигаться по диагонали вперед или назад (б).
- Съесть дамку может любая шашка.
Есть два правила шашек, которые обычно соблюдаются, хотя они и неофициальные. 1. Игрок обязан съесть шашку противника, если у него есть такая возможность. Если он этого не делает, его шашку убирают с доски. 2. Дамку можно передвигать на любое количество полей. Но, съев шашку противника, дамка должна занять поле позади съеденной фигуры.
Восточная Европа
Количество игроков: 2
Что нужно для игры: доска 8 на 8 квадратов и по 16 шашек на каждого игрока
- Игроки по очереди передвигают шашки вперед или вбок. Ходить назад или по диагонали нельзя.
- Когда шашка попадает на противоположный край доски, она становится королем.
- Чтобы внешне выделить короля, на него ставят шашку такого же цвета. Король может двигаться вперед, назад или вбок на любое количество квадратов.
- Чтобы съесть фигуру противника, надо перепрыгнуть через шашку на свободное поле позади нее. За один ход можно съесть несколько фигур. Обычным фишкам не обязательно есть фигуры противника, но король должен съесть столько фигур, сколько может.
- Выигрывает тот, кто убрал с доски все шашки противника.
Бельгийские шашки (поддавки)
Франция и Англия
Правила такие же, как в английских шашках, с одним важным отличием: выигрывает тот, кто первым потерял все свои шашки!
Итальянские шашки
Италия, конец XVI века
Правила такие же, как в английских шашках, но с одним отличием: дамку может съесть только другая дамка. Побеждает тот, кто съест все чужие фигуры.
Если перед игроком стоит выбор между двумя ходами, он должен выбрать тот, который позволит ему съесть как можно больше шашек противника. Если количество шашек одинаково, то игрок должен съесть наиболее ценные фигуры.