Время, когда любители пошаговых стратегий на тему покорения космоса мучились в поисках хороших игр, давно прошло. Впрочем, идеальной среди них до сих пор нет. После никому не удавалось сплотить вокруг себя всех поклонников жанра. Три года назад порядком устаревшую сместила с трона превосходная . Теперь в схватку за лидерство вступила .
Хорошо забытое
К слову, именно технический прогресс — главный отличительный признак здешних рас. В остальном они довольно схожи — не принимать же всерьез разницу в скорости размножения и прочих параметрах такого рода! Выделяются лишь злобные роботы Йор, которые штампуют граждан на заводах и плевать хотели на пищу и развлечения.
С наукой расклад иной. У всех держав — свои «деревья исследований» с уникальными изобретениями. Впрочем, один и тот же путь можно пройти по-разному — после каждого открытия вам предлагают проработать его специализацию в одном из трех направлений, прежде чем двигаться дальше. Кому-то захочется сделать бластеры более убойными, кому-то — уменьшить их размер. Этими секретами, само собой, стоит обменяться с союзниками. А вот украсть их у врагов пока нельзя — в вообще нет шпионажа.
Большой взрыв
Вникнуть во все премудрости несложно — игра очень дружелюбна к новичкам. Правда, в отличие от второй части, лучше сразу создать случайную карту. Несмотря на то, что кампания здесь приличнее, чем в и (аж три миссии!), она все же имеет мало отношения к настоящему геймплею, да и сюжет в ней совсем бестолковый. выглядела в этом плане куда солидней.
Только не переборщите с масштабом! Изначально ориентируясь на владельцев 64-битных «операционок», разработчики увеличили галактики в восемь раз. Бороться за них могут аж 128 оппонентов… в теории. Игра действительно впечатляет размахом, но у нее заметные проблемы с производительностью. Вот когда ее окончательно отшлифуют, можно будет насладиться и долгожданным многопользовательским режимом.
* * *
Сумеет ли догнать и перегнать ? Творение оригинальнее и привлекательнее внешне, зато построила крепкую платформу для дальнейшего развития. Надеюсь, она использует ее так же хорошо, как это вышло с аддонами ко второй части.
Константин Фомин
Galactic Civilizations 3
Если не считать неказистую сюжетную кампанию, GalCiv3 – типичная космическая 4X-стратегия. Знакомые с предыдущими выпусками сериала здесь почувствуют себя как дома: в отличие от авторов Civilization, Stardock уже давно избрала путь эволюционного развития.
Внешний вид и общие правила остались без изменений. Имея лишь одну планету и горстку кораблей, нам предстоит покорить – в этот раз по-настоящему огромную! – галактику, полную удивительных планет, таинственных артефактов и, естественно, чудных соседей. Преимущественно расы отличаются лишь банальными бонусами и пенальти к различным параметрам, особняком стоит лишь нация роботов, которой для размножения вместо пищи нужна конвейерная лента: жестянки могут добавить в очередь строительства лишнюю пару миллионов своих сограждан – такая особенность действительно сказывается на ходе освоения вселенной, жаль, что фантазии Stardock хватило лишь на одну расу.
И пусть разница между подопечными невелика, GalCiv традиционно увлекает другим: нелегким процессом покорения ближайших солнечных систем. Карта воистину велика – в самых запущенных случаях можно так никогда и не выбраться из своего «угла», хотя под вашим началом будут десятки застроенных планет. Дело в том, что продвинуться вперед непросто: радиус полета кораблей ограничен техническим прогрессом. Помимо умников в халатах чуть-чуть раздвинуть границы дозволенного позволяют космические станции.
В игре, где огромное пустое пространство лишь изредка занято какими-то звездами, станции играют по-настоящему важную роль. Нашли скопление редкого минерала? Организуйте небольшой анклав для шахтеров. Наткнулись на таинственный артефакт древних? Соорудите поблизости базу для исследователей. Хотите укрепить оборону, следить за стратегически важным направлением, создать перевалочный пункт для своего флота? Для этих и многих других целей вам понадобятся станции.
Важнее только планеты. Далеко не каждая годится для заселения, но и подходящих в каждом скоплении звезд будет с достатком. Одни идеальны для огромной и преуспевающей колонии, другие едва пригодны для жизни, на третьи не удастся высадиться, пока не будут изучены соответствующие технологии. В GalCiv3 планеты делятся по классам, от которых зависит количество ячеек для строительства: в отличие от Civilization, здесь придется думать, где, чем и как занимать доступное пространство, ведь некоторые здания при расположении рядом друг с другом получают дополнительные бонусы.
Отдельно стоит отметить, что верфи теперь вынесены за орбиты планет: как и станции, они висят на глобальной карте и могут быть атакованы противником. Это важное нововведение существенно меняет подход к строительству, ведь теперь очередь планетарных заданий можно не забивать очередными разведчиками или крейсерами. Более того, у каждого такого объекта может быть до пяти планет-спонсоров: это заметно ускоряет производство и заметно облегчает жизнь.
GalCiv3 вообще довольно дружелюбна, и в ней легко разобраться даже незнакомому с ее предшественницами стратегу. Имеющиеся здания автоматически улучшаются в случае, если вы сделали соответствующее научное открытие. Если вы изобрели новый двигатель или усовершенствовали один из типов брони, то на верфях сразу же разработают новые модели истребителей и линкоров. О каждом незаконном вторжении, новой постройке и т.п. сообщат в соответствующем окне, ну а за самые важные события отвечает кнопка конца хода, которая уже стала нормой для 4X: дальше не пустят, пока не разберетесь с насущными делами.
Вместо развесистых «культурных» деревьев из пятой «Цивилизации» GalCiv3 предлагает три группы «идеологий» по пять веток в каждой. Высаживаетесь ли вы на Антарес или принимаете решение во время случайного события (жаль, что многие из них не предлагают никаких опций, а ставят перед каким-нибудь фактом), вам придется выбрать один из вариантов дальнейших действий. Пацифисты, например, будут награждены ростом влияния и науки, зато представители других мировоззрений моментально возненавидят вашу мягкотелость.
Вообще говоря, искусственный интеллект оказался, пожалуй, главным (и весьма обидным) недостатком GalCiv3. А жаль, ведь тут есть аналог ООН с регулярными резолюциями, неплохая система торговли, позволяющая за ресурсы выменивать технологии (научное древо часто предлагает выбор из специализаций – новое орудие будет мощнее или легче? – поэтому у вашего торгового партнера могут быть знания, недоступные вам), прозрачная система взаимоотношений различных рас. И все-таки ИИ часто действует очень грубо, топорно, нелепо. Объявляет войну просто потому, что может, но часто даже пальцем не шевелит, чтобы на самом деле начать вторжения на ваши планеты.
Оно и понятно: лютый враг может находиться на огромном расстоянии от вас, ему просто никак не удастся отправить свои армады к вашим базам. Но даже это не помешает ему сидеть где-то в тумане войны и бешено ненавидеть вас за то, что вы какой-то не такой, как он. Слабый противник ни за что не поднимет на вас руку, сильный – не захочет мириться без значительной компенсации. Конечно, во всех 4X, даже в той же «Цивилизации», соседи обычно крайне агрессивны, но многолетние войны без единого выстрела – это нечто за гранью добра и зла.
Причем толком наказать подлецов не удастся: шпионажа в игре нет. Также отсутствуют загрязнения планет, политические партии, выборы и правительства – приятные мелочи, которые встречались в некоторых из предыдущих игр сериала. Зато есть конструктор кораблей (собирайте что угодно из чего угодно – лишь бы судно выдержало!) и визуализация битв. Маленькое окошко, в котором показывают красивую сценку с предрешенным исходом.
Обделенным интерактивностью схваткам подобные изыски не нужны, впрочем, в одном GalCiv3 не откажешь: она чертовски красива. Помимо бездонного космоса и разнообразных юнитов (между прочим очень легко объединяемых в группы!) Stardock может похвастаться по-настоящему симпатичными роликами и отличными экранами переговоров. Пожалуй, Civilization V все-таки красивее, ведь преимущественно пустое межзвездное пространство не чета ярким и разнообразным земным ландшафтам. Но GalCiv3 не зря требует 64-битную Windows: в плане масштабов, визуального ряда и глубины ее можно назвать настоящей ААА-стратегией и поставить в один ряд с той же Civilization V. Оптимизация и отсутствие багов (спасибо последним патчам) тоже радуют. Чего уж греха таить: в истории Stardock случались и провалы, но Galactic Civilizations – сериал особый, визитная карточка компании.
Хотя со времен релиза второй части прошло много лет, Galactic Civilizations 3 играется очень бодро, она очень хороша. В ней нет таких дизайнерских решений, которые в одночасье расползутся по другим 4X-играм: подозреваю, что следующей законодательницей мод вновь станет Civilization, уже шестая по счету. Stardock старательно переносит свой старый хит из поколения в поколение, добавляя лишь похвальные, но незначительные штрихи. Чувствуется, что разработчики оставили огромный задел под будущие даже не DLC (их уже обсуждают на форумах Steam) – полноценные дополнения.
- Шесть способов победить. Вовсе не обязательно уничтожать флот и планеты противника – научные открытия и сбор достаточного количества ресурсов также могут привести к победе;
- Система правителей планет – оставляйте на освоенных или захваченных планетах своих помощников, определяя для них тактику развития;
- Появился мультиплеер, который так давно ждали поклонники серии. Теперь играть можно не только против компьютерных противников, но и против реальных;
- Уникальная система битв, позволяющая геймеру наблюдать за сражениями, как в кино – от ваших решений и мощности флота зависит, какая сторона одержит победу, а какая будет вынуждена смириться с поражением.
Дополнение "Наемники"
Первое дополнение к игре Galactic Civilizations 3 вышло в феврале 2016 года. Главным новшеством стали две фракции – торианцы и арсеане. Геймер может играть за любую из них. Каждая фракция имеет определенные особенности и наклонности, которые нужно учитывать, чтобы одержать победу над коварными противниками. Также появилась новая кампания, в которой игрок должен встать на сторону торианцев и сразиться с коварными дренджинскими захватчиками, вернув свободу и гордость могущественной когда-то расе. Ещё одним новшеством, привнесенным в игру дополнением, стала система наемником. Отправляйтесь на галактический базар, чтобы подыскать подходящих помощников. Опытные, бесстрашные капитаны кораблей готовы служить любому, у кого достаточно денег, чтобы нанять их. У каждого наемника имеется собственный корабль и уникальное сочетание умений. Выберите именно того, который лучше всего подойдет для выполнения конкретного задания. Больше не придется самому лезть в самое пекло – пусть этим занимаются псы войны.
Дополнение "Crusade"
Релиз второго дополнения состоялся в феврале 2017 года. В первую очередь стоит сказать о новой кампании, включенной в дополнение. Игроку предстоит возглавить настоящий крестовый поход к звездам. Познакомьтесь с новыми цивилизациями, одержите сотни славных побед. Не забывайте – не только грубая сила позволяет взять под свою власть десятки ценных планет. Также появился редактор цивилизаций. Вы можете создать собственную фракцию, выбрать подходящие для неё особенности, разработать корабли с уникальными характеристиками. Завоевание галактики становится ещё более интересным!
В этой компании вроде как «за старшую» - она уже добрую дюжину лет радует игроков и отличается здоровым консерватизмом... потому и умудряется набить шишек на тех кочках, которые сама же и накопала.
Союз колонии и метрополии
В основе ее лежит традиционная для 4Х-стратегий механика. Перед нами галактика - тесная, как паучья банка, или, напротив, исполинская, где первый контакт с соседями случится чуть ли не к сотому ходу.
Богатства галактики подлежат освоению. Планеты ждут экспедицию с колонистами, ресурсы - шахтерскую станцию. К редким аномалиям отправится исследовательский шаттл, а если до него докопаются пираты - получат дредноутом по шее.
Поднимите камеру повыше, и красивая пошаговая стратегия про космос превратится в войну пиктограмм. Удобную войну, должны заметить.
Собственно, экстенсивное развитие на этом завершается. Средних размеров галактику скоро поделят, и настанет черед развития интенсивного, которому в других подобных стратегиях уделяют меньше внимания.
Каждая планета - это набор строительных площадок. Порой они дают бонусы вроде +25% к исследованиям. Стало быть, построим здесь Кремниевую долину. Как? С помощью кластеров. Ни в обучении, ни по ходу игры не дается ни единого совета по организации кластеров, однако этот путь самый выгодный.
Суть проста: здания, относящиеся к одной отрасли и стоящие рядом, увеличивают пользу друг от друга. Это превращает строительство в инженерную задачу, усложняющуюся благодаря особым клеткам, дающим немалое преимущество в отдельной отрасли, и форме континентов, вынуждающей извиваться ужом. Новый гексагональный стандарт, не столь существенный на глобальной карте, при наземной застройке раскрывает свой потенциал.
Двойной кластер науки и одинарный кластер производства - неплохой результат! По отдельности все эти здания принесли бы гораздо меньше пользы.
Идеология не так уж сильно ограничивает выбор. У злодеев есть перки и для промышленности, и для торговли, и даже - в извращенной форме - для дипломатии.
Поэтому стандартный кластер - это «цветок» из мощного особого здания, вроде реактора, и шести «лепестков», на которых расположатся, например, фабрики. Разница в итоговом доходе настолько велика, что неудачная застройка вредит хуже орбитальной бомбардировки. Однако не все сектора планеты становятся доступны сразу после высадки, поэтому планировать застройку придется не только загодя, но и почти вслепую. Некоторые технологии позволят выиграть пару секторов у моря и ледников, но не стоит рассчитывать только на них. Рассчитывать следует на себя.
Никогда еще в Galactic Civilizations планетарное развитие не было таким сложным и увлекательным: почти как сбор мозаики. Не соберете - значит, дренджины соберут на руинах вашей империи.
Пропью линкор, но флот не опозорю
Как и у ее предков, у Galactic Civilizations 3 имеется система идеологии. Ее лишили полуавтоматизма и разрешили выбирать преимущества самим. Адепты великодушия умеют завоевывать не силой, но влиянием, и получают разные мирные усиления. Прагматикам достаются улучшения торговли и конструирования (в том числе баз), а заодно преимущества нейтралитета: например, лишение соперников возможности объявить вам войну или автоматическое нападение всех рас на вашего недруга, если он попробует высадиться на вашей родине. Выбравшие путь злодейства, разумеется, утопят галактику в крови и научатся выжимать все соки из любого своего ресурса. Очень и очень полезные штуки, сравнимые с идеологиями из .
Чтобы никакая зараза не посмела оккупировать родные колонии, придется воевать, а в идеале - быть настолько готовыми к войне, чтобы можно было ее избежать. Создание судов со времен второй части изменилось мало, пусть и добавилось несколько существенных фишек. Например, анимация деталей - от простейших вращающихся колец (притворимся, что так мы создадим искусственную гравитацию) до сложных хелицер и подвижных корпусов. Не Besiege , но побаловаться стоит.
Спустя несколько минут эта тарантайка отправилась в страну вечной разработки. Редактор заменил ее стандартным корпусом землян. Может, и к лучшему.
Но это все косметика. Даже сундук с пропеллером порвет на куски красочный линкор, если правильно его оснастить. Гибкая система из трех видов защиты и нападения помогает разделить корабли не только по вместимости трюма, но и по боевым задачам. Юркий фрегат можно вооружить дальнобойными ракетницами - тогда мы сэкономим на броне, ведь в пекло ему лезть нужды нет. А вот крейсер с кинетическими орудиями ближнего боя без хорошей брони, щитов и точечной защиты быстро погибнет под шквальным огнем. Лазеры - выбор универсальный и довольно беззубый, но окупает себя за счет концентрации огня.
Отсюда вырисовываются роли: флагман угрожающе прет вперед, эскорт охраняет флагман, поддержка выпускает истребители и дронов из-за чужих спин, а штурмовые суда на полном ходу прорываются к ключевым вражеским посудинам.
Всякая мелочь в арьергарде, вероятнее всего, быстро помрет. Если ими окажутся истребители с авианосца - очень хорошо; к следующему бою построятся новые.
Управлять этим нам не дают, но к счастью или к несчастью - трудно сказать. Многие попытки ввести в 4X-монстрах тактические сражения кончались провалом, и Galactic Civilizations 3 не рискует. Наша задача - правильно вооружить, скомпоновать и назначить виноватых, а потом любоваться тем, как наша доблестная армада разбирает на орбитальный мусор флот вторжения.
Кто-то явно не забыл про расчудесные баталии из , и теперь корабли устало входят в виражи, ракеты чадят и рассекают вакуум, а лазеры сверкают, как новогодний салют. И камера свободная - хотя можно врубить кинематографическую, если лень крутиться, или вид сверху, чтобы оценивать ситуацию.
Защитники прав зануд
Маловероятно, но возможно: вы слишком хорошо вооружены, чтобы даже самый кровожадный сосед покусился на вашу суверенность. Значит, пора учиться мирно сосуществовать, что некоторым цивилизациям поперек горла.
Stardock попробовали настроить дипломатию с помощью очевидных модификаторов. Подобную вещь Сид Мейер когда-то ввел в . То есть взаимоотношения тут складываются из плюсов вроде «ух и повоевали мы на пару!» и минусов «верни Плутон, гадюка!».
В лаборатории землян поселился афро... афроземлянин. Одно из двух человеческих лиц во всей игре. Космос - это вам не фэнтезийная Польша!
На чертежах - красота; казалось бы, правь нужные модификаторы и властвуй. В реальности ИИ находит столько поводов предъявлять претензии, что оторопь берет. Отправляешь к ним торговый сухогруз, а он они орут о нарушении границ. Границы впритык - на тебе огромный минус. Собираешь флот где-то в недрах своей федерации - получаешь штраф за подготовку к войне (то есть защитный флот собирать вообще нельзя).
Если угораздит изучить слишком много технологий, вас сразу же поймают на попытке достичь научной победы и влепят огромный штраф к отношениям даже с теми державами, которым вы слова дурного не сказали. В итоге ко второй половине партии все соседи будут взирать на вас с бессильной яростью. Просто потому что.
Дипломатические отношения показаны наглядно, но информации не хватает. Пока с нами воюют лишь две фракции - это лишь начало.
ИИ будет сражаться между собой в бесконечной череде войн. Вернейший способ остаться в стороне - натравить всю галактику на каких-нибудь таланианцев. Пара тысяч кредитов и дорогая технология подкупят даже самого обиженного.
С торговлей дело вообще пошло шикарно: компьютер с охотой продает и покупает станции, корабли и чертежи, а потом рычит: «Сожрем и переварим!» Потому что вы антиматерию добываете в пяти клетках от чужой границы. Коварно похитили, получается.
В результате получаем «марш несогласных» величиной с Млечный путь. Если вы собирались их покорить - не беда. Если задавить влиянием или обогнать технологически - тоже переживем. Но если вы стремитесь к дипломатической победе, что означает вечный альянс со всеми обитателями галактики... готовьте свой золотой запас. Подкуп по-прежнему работает.
Ну и традиционно Galactic Civilizations 3 на старте отличалась вызывающей нестабильностью. Сбрасывался дизайн кораблей, игра падала на рабочий стол и вообще до сих пор умудряется ставить на колени машины, у которых никогда не было проблем с